Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Минеева Мария Ильинична

Организация: МАДОУ «Детский сад №86»

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во

многом он будет и в работе, когда вырастет.

Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит,

прежде всего, в игре…»

 

А.С. Макаренко

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ° ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

  Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

  И вместе с тем, дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и педагоги: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия ° окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

И важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, где ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.

Исходя из этого, можно обозначить следующие принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в ° совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но  и способ игрового действия.

4. Формирование игры ° носит двухчастный характер: 1) совместная игра;  2) самостоятельная игра детей.

В нашей средней группе, где возраст детей с 4 до 5 лет, игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, познавательном, речевом. Все центры активности созданы нами с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. И, конечно же, в каждом центре имеются разные виды игр: дидактические, настольно – печатные, словесные, сюжетно – ролевые и т.д.

Остановимся на каждом направлении поподробнее и рассмотрим организацию игровой деятельности детей средней группы.

В физическом направлении развития детей нами создан центр здоровья «Здоровейка», в котором интегрируются образовательные области «физическая культура», «безопасность», «здоровье». Интеграция этих центров направлена на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, формирования навыка выполнения правил безопасности, развития необходимых культурно-гигиенических навыков. Для развития двигательной активности детей мы используем картотеки подвижных, словесно – подвижных, хороводных игр, картотеку игр народов Урала, профилактические мероприятия, картотеку развития основных движений детей. Именно в этих играх дети развивают не только свои физические, волевые качества, но знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь (традиционный и нетрадиционный). Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики.

Для формирования навыка выполнения правил безопасности, развития необходимых культурно-гигиенических навыков у нас имеются альбомы, дидактические, настольно – печатные игры, пособия способствующие воспитанию в детях ценностного отношения к своему здоровью, к своему образу жизни, овладение ими элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,

закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Для социально-коммуникативного направления развития детей созданы мини - центры сюжетно-ролевых игр, центр уединения. Эти центры содержат следующие образовательные области: социализация и труд. Интеграция этих образовательных областей способствует активизации всего чувственного аппарата для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности; развитие этически-ценных форм, способов поведения и отношений с людьми. Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда.

Центры сюжетно-ролевых игр позволяют изменить свой облик, и позволяют наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого; центр уединения способствует уединению детей небольшими группами, в основном по интересам и обсуждению каких – либо своих тайн, налаживанию дружеских отношений через свои придуманные игры.

Более подробно я хочу остановиться на педагогической технологии организации сюжетно-ролевых игр. Как было отмечено выше - тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. Мы в своей работе над организацией сюжетно-ролевых игр проходим с детьми 3 этапа:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями. Для этого мы используем тематические альбомы: «Профессии», «Игрушки», «Инструменты» и т.д.; дидактические игры «Знаю все профессии», «Дело мастера боится», «Одень куклу», «Мамины помощники» и т.д.; тематические беседы, рассказы, детскую литературу.

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).

Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; в игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями.

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми; берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

В уголке уединения дети, по большей части расслабляются. Но могут и поиграть мини – группой (2, 3, 4 человека). В этом им помогают мягкая мебель, фотоальбомы, альбомы с репродукциями картин известных художников, фотогалерея на стене. В данном случае дети самостоятельно выбирают и организовывают свои игры.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр искусства, центр музыкальной деятельности и центр театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

В центре искусства дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. И не только. Для развития художественного вкуса, коммуникативных качеств у детей в центре имеются дидактические, настольно – печатные игры, альбомы, пособия, разные виды конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.

В центре музыкальной деятельности дети играют на музыкальных инструментах как индивидуально, так и подгруппой и всей группой сразу. Имеются картотеки: хороводные игры, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фольклор (скороговорки, чистоговорки, считалки, потешки, песенки, заклички, поговорки, загадки), музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей. Имеются в центре музыкальные инструменты, альбомы, пособия, детская литература, дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма, восприятие  музыки, развитие певческих навыков.

Центр театрализованной деятельности наполнен разными видами театра: настольный, театр резиновой игрушки, театр на палочках, теневой театр, настольный, магнитный, деревянный, плоскостной театры. Имеются тематические альбомы, дидактические игры, подборка русских народных и авторских сказок, литературных текстов, атрибутов к драматизации сказок, картотеки: игры – перевоплощения, пластические этюды, мимические упражнения; игровые ситуации.

Игры по художественно – эстетическому развитию детей, в том числе и драматизации сказок, мы организуем и совместно с детьми, и самостоятельно дети обыгрывают какие – либо ситуации. И необходимо отметить, что все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

Я хочу остановиться на педагогической технологии организации режиссёрских игр детей. Для развития ° игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал: разные виды театра, атрибуты к игре: маски, платочки, макеты, музыкальное сопровождение и т.д. в нашей средней группе мы используем сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2-3 месяца.

Мы организуем театрализованные игры по следующим этапам:

1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал ° представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события. В данном случае педагог берёт на себя роль организатора театрального действа.

3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

Конечно, же, если говорить в целом об игровой деятельности в аспекте художественно-эстетического развития детей, то она предполагает развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие  музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование  сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В познавательно-речевом направлении развития детей мы создали центр познания, центр книги, экологический центр. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения.

В центре познания собраны развивающие игры, пособия, мозайки, шнуровки направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления.

Работу организуем по двум направлениям:

— проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

— побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В книжном центре расположены книги по интересам детей и по тематическому принципу («День Победы», «8 Марта», «Новый год» и т.д) с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Здесь мы с ребятами наблюдаем за погодой и отмечаем её состояние на календаре природы, имеется и стеллаж с комнатными растениями, за которыми мы наблюдаем и ухаживаем.

Здесь же дети играют в экологические игры и в игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

Для развития познавательно – речевой активности детей у нас имеются картотеки: словесные игры, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, артикуляционная гимнастика, стихи.

  Все игры детей проходят под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

В познавательно – речевом направлении развития детей особое значение имеют дидактические игры. Так как именно через дидактическую игру лучше всего обучать детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Как известно, дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Мы в своей работе по организации дидактической игры проходим следующие этапы:

1 этап: Прежде всего, необходимо приготовить нужный материал. Наши дети уже не малыши и поэтому мы привлекаем к данной работе самих детей. Они могут заранее подобрать нужные картинки, смастерить необходимые эмблемы, символы. (если это необходимо).

2 этап: Если ребята помогали в 1 этапе, то во время подготовки материала мы обсуждаем с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Но надо помнить – это не самоцель.

Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности.

3 этап: сама игра. С педагогом в главной роли

4 этап: Самостоятельная организация дидактической игры. Но необходимо помнить, что дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Обобщая опыт работы по данной теме, можно сделать вывод, что игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, а именно формированию социально-нормативных возрастных характеристик:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в ° разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок активно взаимодействует ° со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами ° и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, ° построения речевого высказывания в ситуации общения.

 

Опубликовано: 22.12.2015