Воспитательные возможности произведений фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Гарипова Анжелика Анатольевна, Насибуллина Насима Ямгутдиновна, Вагапова Разалия Равильевна

Организация: МДОБУ детский сад №7

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

В современной России нравственное и духовное воспитание детей не было поставлено приоритетом в развитии общества. Можно сказать, что поколение 90-х годов ХХ века воспитано на размытых моральных и эстетических понятиях. Во многих семьях культ денег поставлен превыше всего и это негативно отражается на психоэмоциональном состоянии детей. Быстрыми темпами внедряется в повседневную жизнь компьютеризация. Русский язык наполнен иностранными словами и часто даже детсадовские малыши современный сленг знают лучше, чем наш народный русский язык.

Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора.

Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешек, считалочек, коротких сказок. Хорошо воспринимают дети и загадки. Малыши знакомятся с новыми словами, с народными чувствами и мыслями, развивают свою речь, начинают проникать в область народного духа русского языка.

Подать это можно в виде театральной игры, особенно когда дети еще не привыкли к детскому саду и им тяжело расставаться с родителями. Утром детей можно встречать необычной привлекающей внимание игрушкой и приготовленной к ситуации потешкой. Потешку представить в картинках и рассказать о ее персонажах. Все вместе дети учатся говорить и двигаться как представители потешки. У ребенка возникают положительные чувства к воспитателю и своим маленьким приятелям.

Фольклорные мотивы продолжаются и в народных сказках. По своему назначению они бывают бытовые, волшебные и сказки о животных. Представить героев сказок в лицах помогут маски, костюмы. Дети с удовольствием слушают, запоминают. Учатся пересказывать с помощью игрушек, повторяя интонации воспитателя. Сказки расширяют знания детей незнакомых им предметов, как добро борется со злом, о мудрости и глупости, как сильный защищает слабого. Видя перед собой отношения персонажей сказки, дети познают противоречивость окружающего мира. Это заставляет их учиться состраданию, сочувствию, сопереживанию и умению радоваться их удачам. Сказки призывают ребят к трудолюбию, дружбе, правдивости, взаимовыручке.

Устное народное творчество - это одно из средств духовно-нравственного развития личности ребенка. Речь, словарный запас, произношение, строй речи характеризует интеллектуальное развитие наших детей. Богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству, нравственное и эстетическое воспитание ребенка не будет полноценным без устного народного творчества.

Следующий вид игр — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:

- самомассаж;

- шевеление пальчиков;

- поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки;

- разведение пальцев и их сведение;

- хлопки;

- сжимание пальцев в кулак и разжимание;

- помахивание кистями - сверху вниз;

- помахивание кистями к себе и от себя;

- вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносят слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат.

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, дети учатся на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

На деточка пойдет,

Через киску упадет! или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь? или

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...или

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, мы понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя.

Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работа проводится как на занятии, так и в свободное время.

В разные режимные моменты используются фольклорные произведения:

- во время умывания - потешка «Водичка-водичка...»;

- во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

- во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

Следует петь малышам колыбельные песни, которые они не только слушают и запоминают, но и сами поют своим куклам «дочкам» и про кота-воркота и про гулей.

Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях используют соответствующие загадки, например во время наблюдений:

Весной вырастают,

Осенью опадают.(листья)

Большую радость приносят детям игрушки.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, следует играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору».

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Используемая литература:

1. Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм / М. Загрутдинова, Н. Гавриш // Дошк. воспитание. - 1991. - № 9. - С. 16-22.

2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. – М. : Педагогика, 1972. – 143 с.

3. Павлова Л.И. Фольклор для маленьких // Дошк. воспитание. - 1991. - № 6. - С. 46-53 ; № 7. - С. 37-41.

4. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством: перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 416 с.

5. Гасанова Л.Н. Формирование интереса дошкольников к национальной культуре // Пед. образование в России. – 2011. - № 12. – С. 24-27.

6. Гасанова Р.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников: метод. рек. в помощь воспитателям дошк. образоват. учреждений / Р.Х. Гасанова, Т.Б. Кузьмищева; М-во образования Респ. Башкортостан, Башк. ин-т развития образования. - Уфа : Изд-во БИРО, 2004. - 69 с.

 

Опубликовано: 16.12.2015