Компетентностно-деятельый подход в профессиональной деятельности преподавателя

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Юнушев Яхия Усманович

Организация: ОГБОУ СПО ТТ в р.п. Николаевка

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Николаевка

XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно. Мир сегодня нельзя воспринимать не по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, необходимо следовать тезисам ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план в современном образовании выходит личность студента, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Иными становятся и задачи преподавателя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать.

Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приемов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности студента, их психолого-педагогические особенности. Особое внимание при конструировании конкретного урока уделяю целеполаганию. Проектирую цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить студенты, какие навыки выработать. При отборе содержания учебного материала руководствуюсь следующими принципами: научность и доступность, наглядность, интегративность, учет индивидуальных особенностей. За основу построения урока беру базовую модель: вызов→ осмысление новых знаний →рефлексия. На стадии вызова использую различные приемы мотивации. Учебный материал обогащаю историческими данными об открытии законов, о жизни и деятельности ученых. Использую на уроках дополнительную литературу, занимательную, познавательную информацию, яркие, интересные примеры из сообщений СМИ, рекламной информации.

В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, парах)

Индивидуальная работа. Например, при исследовании свойств веществ учащиеся обычно получают индивидуальные дифференцированные задания позволяющие осуществлять процесс обучения в индивидуальном темпе.

Фронтальная форма. Использую «блиц-опрос», метод «мозгового штурма», эвристическую беседу

При использовании коллективной ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат.

Работа в парах оптимальна при проведении практических и лабораторных работ.

Выбор методов и приемов обучения, последовательность их применения зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности студентов. В работе применяю традиционные методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные. Но я думаю, что одним из современных методов, применяемым для повышения познавательного интереса к предмету является проблемный метод. Один из приемов проблемного метода – это создание проблемной ситуации и ее разрешение. Большим моим помощником в работе является компьютер! Насколько расширяется доступ к источникам информации! Компьютер на уроке заменяет мне основную часть наглядных пособий и моделей. Использую видеофрагменты опытов из электронных учебников, если их нельзя провести на уроке в полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования. Электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, которые развивают пространственное мышление студентов. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым, на уроках экономится время, учебный материал представляется более наглядно. Использую компьютер и при закреплении знаний. Компьютерное тестирование, работа с текстом и анимациями помогают студентам лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования.

Обязательными в работе являются методы письменного контроля и самоконтроля. Они помогают сделать анализ успешности обучения, глубины и прочности знаний. После изучения каждой большой темы я даю студентам разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что моя система работы позволяет решить задачи:

- повысить мотивацию к изучению предмета;

- повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;

- способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

- создает условия для повышения социальной компетентности.

При этом подходе помимо знаний и умений студентов важным показателем качества обучения становиться наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности. То есть сформированность того, что мы называем ключевыми компетециями.

Опубликовано: 26.04.2015