Социально-коммуникативное воспитание дошкольников через интерактивные игры

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Анисифорова Мария Павловна

Организация: ГБОУ ООШ№15 СП «Детский сад «Пчёлка»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Федеральные государственные образовательные стандарты оптимизировали качественные изменения в воспитательно-образовательном процессе каждого дошкольного учреждения, активизировали процесс внедрения современных программ, методик и технологий. Проектное планирование обучения и воспитания актуализирует физическое, познавательное и социально-коммуникативное развитие каждого ребенка. Внедрение новейших технологий направлено на всестороннее развитие каждого ребенка, воспитание продвинутого дошкольника, готового к переходу на следующий этап своего развития, к поступлению в начальную школу. Воспитателям и педагогам хочется видеть своих воспитанников успешными, они стараются заложить фундамент для самореализации будущих достижений и открытий. Это направление органично вплетается в воспитательный процесс дошкольного учреждения. Конечно, нельзя быть уверенным, что успешный ребенок в детском саду будет такой же успешный в будущем, но наша задача заложить  стремление к самореализации, успешности.

Показатели успешности ребенка:

  • Умеет управлять своим поведением, сознательно следует правилам и требованиям воспитателя, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели, управляет своим эмоциями, доводит начатое дело до конца.

  • Дисциплинирован, организован, самостоятелен.

  • Сознательно управляет своим поведением, умеет соблюдать принятые в социуме нормы и правила поведения.

  • Чувствует свою ответственность за совершаемые поступки.

  • Добивается успешного результата в деятельности.

  • Согласовывает свое поведение с действиями других детей.

  • Уважительно относится к окружающим, доброжелателен в общении, стремится к взаимопомощи, проявляет сочувствие.

  • Умеет анализировать свои поступки,  справедлив, ответственен.

  • Трудолюбив, аккуратен, уважает  труд окружающих людей.

  • Имеет достаточно высокий уровень развития познавательных процессов.

Перечисленные показатели успешности в сущности являются «критериями готовности детей к обучению в школе». Это не столько умение читать, писать, считать, а интеллектуальная, социально-коммуникативная готовность, которая проявляется в способности дошкольников к безболезненной адаптации к новым условиям.

Факторы формирования успешности дошкольника:

  • Безусловная любовь и понимание ребенка родителями. Добрые взаимоотношения в семье.

  • Комфортный социально-психологический климат, благоприятные условия пребывания в детском саду.

  • Высокий профессиональный уровень педагогического состава.

  • Соблюдение режима дня дошкольника, избегание переутомления. Соблюдение режима питания.

  • Пропедевтика заболеваемости, оздоровление детей.

  • Формирование правильной осанки каждого ребенка в ходе каждой  деятельности. Профилактика нарушений зрения.

  • Создание условий предметного окружения для творческих игр детей.

  • Дополнительное занятия в кружках, спортивных школах, студиях, что способствует формированию у дошкольников лидерских качеств.

Таким образом, у нас есть цель — воспитание успешного ребенка, но реализовать эту цель может только успешный воспитатель. Его успешность заключается в профессиональном овладении им своим ремеслом, в понимании каждого ребенка, детского коллектива в целом. Поведение педагога должно варьироваться в зависимости от характера каждого воспитанника. Важна уверенность в эффективности своей работы, в умении импровизировать, творить, воспитывать. Сам педагог должен быть позитивным, жизнерадостным, справедливым, добрым и строгим. А главное, быть в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. 

Проанализировав, насколько целесообразно использование интерактивных игр в воспитании успешности дошкольников и внедряли интерактивные игры как сопутствующий компонент социально-коммуникативного развития.  Сравнительный анализ результатов на начало и на окончание работы показал положительную динамику. Результаты нас порадовали, дети стали меньше конфликтовать, а при разногласии понимать, почему сверстник так поступает, пытаются ему объяснить, почему он не прав. Наши воспитанники  легко вступают в контакт, стали более общительными. Дети чаще доверяют своим знаниям, стремятся к успеху, но приемлемым бесконфликтным способом. Дети стали активнее, более смелыми в высказывании своего мнения, целеустремленными, доброжелательными.

Большую помощь оказывали родителей, они помогали вдохновлять ребят,   поддерживали настрой своего ребенка на успех. Реальность такова, что навыки социально-коммуникативной компетенции, которые ребенок приобретает в саду, противоречат практике некоторых семей, что конечно нежелательно. Избежать последствий такого противоречия можно, если семья станет партнером, а потому считаю - просветительство семьи крайне важной частью создания условий для развития ребенка как субъекта жизнедеятельности. А эффективность работы в данном направлении находится в прямой зависимости от понимания самих родителей. Следовательно, данную работу необходимо начинать не только с детьми, но и с родителями, и вести эту работу надо параллельно.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под  интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие  дошкольников  друг с  другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному  и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получили возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учились простым жизненным правилам жизни в обществе, усваивали коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Главная их цель —  воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков.

Организовывая интерактивную игру с детьми, считаем важным моментом создание  условий совместной деятельности. Например, сидя на ковре, ребята чувствуют себя удобно и готовы к приобретению опыта взаимодействия друг с другом. В обстановке ненавязчивого общения легко понимают себя и других, приобретают собственный стиль поведения. Роль воспитателя в интерактивной игре сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей. Стараемся подробно раскрывать такое понятие, как «беречь себя».

В целях формирования успешности и развития навыков взаимодействия дошкольников нами использовались интерактивные  игры Клауса Фопеля, Кряжевой Н.Л., Шевцовой И.В., Е.К. Лютовой, Е.В. Коротаевой, Е.В.Карповой.  К.Фопель выделял, что «..главное их назначение — профилактическое, а не коррекционное. Они предполагают работу со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую «группу риска» или в категорию «трудных»…». Игры развивают навыки позитивного общения, воспитывают доброжелательную личность именно при групповой работе, а не при индивидуальном контакте, дети учатся видеть себя как бы со стороны, оценивают свои поступки, чувствуют настроение товарищей.

Авторы интерактивных игр предлагают определенный алгоритм их проведения, который достаточно универсален:

  • Подбор педагогом игр для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

  • Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

  • В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

  • По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта  (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Интерактивная игра Кряжевой Н.Л. «Глаза в глаза».  Развивает в детях чувство эмпатии, настраивает их на спокойный лад. Дети берутся  за руки парами и смотрят друг другу только в глаза и, чувствуя руки, пробуют молча  передать разные состояния, такие как  «Я грущу», а потом «я хочу с тобой играть» или «Я обиделся!» и так далее. После игры обсуждается с детьми, какие состояния передавались, какие было легко передавать? Почему? Какие состояния было передавать легко? Почему?

В игре «Бумажные мячики» К.Фопеля дети получают прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм. Делаем мячики из старых газет, которыми можно будет играть как в снежки. Обозначаем линию, разделяющую две команды. Расстояние между командами — примерно четыре метра. По команде дети начинают бросать мячи в сторону противника: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!»,  дети прекращают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. Обращать внимание на соблюдение правила: не перебегать  через разделительную пинию. (2-3 минуты)

Авторы  Лютова Е.К., Монина Г.Б. разработали игру  «Маленькое приведение». Она учит детей в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.  Детям предлагается  играть роль маленьких приведений и слегка напугать друг друга. Две команды, пугают и боятся по очереди по  хлопку-сигналу воспитателя. Показ воспитателем как примерно надо делать руками и произносить страшным голосом «УУУУ». Когда хлопок тихий, то дети пугают тихо, а когда громкий, то пугают  громко. «Но мы добрые приведения и хотим только пошутить!». После игры обсуждение впечатлений.

Постоянная, непрерывная работа способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения».- М., 2010

  2. Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с.

  3. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избр.пед.тр.: в 2 т. Т 2 / Е.В  Бондаревская. . – М.; Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Гос. Пед. ун-та, 2006. – 504с.

  4. Запорожец Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника /Л.В.Запарожец //Эмоциональное развитие дошкольника.  - М., 1985.

  5. Корепанова М.В. Особенности становления образа «Я» ребенка // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика – Волгоград: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т.9 №4  – С.74-79.

  6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /В.А.Петровский. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 512с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155. – 9 с.

  8. Шарапова Э. И. Формирование  социально-ценностного  поведения детей 5—7 лет: Дис.на соиск степ. канд. пед. наук. Волгоград, 2008 – 208с.

 

Опубликовано: 11.12.2015