Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Хасанова Марина Ильмудиновна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: Моздокский район РСО-Алания, село Кизляр

 

«Забота о человеческом здоровье,

тем более здоровье ребенка - …

это, прежде всего, забота о гармонической полноте

всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества».
                                                                                                 В.А.Сухомлинский

 

Технология – это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей задачей оптимизацию форм образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. 

Здоровьесберегающая технология - это:

  1. условия обучения ребенка в школе;

  2. рациональная организация учебного процесса;

  3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

  5. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером являются:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;

  • стресс при потере информации.

Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики являются следующие:

  • создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

  • создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей учителю информатики ежеурочно необходимо решить следующие задачи:

  • отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;

  • нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;

  • давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;

  • осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

Факторами сохранения здоровья учащихся на уроках информатики и ИКТ являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.

Уроки я провожу, используя следующие этапы:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Актуализация ранее изученного материала.

4. Объяснение теоретического материала.

5. Физкультминутка.

6. Работа в тетради.

7. Практическая работа.

8. Зарядка для глаз.

9. Подведение итогов.

10. Оценивание.

11. Разбор ошибок.

12. Завершение работы на компьютере.

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

Одна из самых главных условий - это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики

1 Компьютерные классы необходимо часто проветривать,

2 Желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широкими листьями.

3 На одно рабочее место с компьютером должно приходится не менее 6 кв. м. площади помещения.

4 Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.

5 Освещение должно быть яркое, но без бликов.

6  На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья

Строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

Длительность работы за видеотерминалами не должна превышать:

  • для учащихся 1 классов – 10мин;

  • для учащихся 2-5 классов – 15 мин;

  • для учащихся 6-7 классов – 20 мин;

  • для учащихся 8-9 классов – 25мин;

  • для учащихся 10-11 классов - на первом уроке 30мин, на втором уроке 25мин.

Во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но работа на компьютере - не больше установленного времени и плюс доброжелательная обстановка на уроке. Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья, поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.

Проведение физминуток - это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время физминутки обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой или за компьютером.

Продолжительность физминутки составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог.

Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, а через каждые полчаса делать перерыв на 10-15 минут. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз. Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд.

На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения.

Это следующие упражнения:

  1. вертикальные движения глаз “вверх – вниз”;

  2. горизонтальные “вправо – влево”;

  3. вращение глазами по часовой стрелке и против;

  4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Зарядка для глаз обязательно имеет свое место перед и после окончания работы за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз.

Некоторым школьникам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.

Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.

Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

Здоровьесберегающие технологии, которые используются на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

 В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Список используемой литературы:

  1. В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М 2004.

  2. http://festival.1september.ru/articles/564124/

  3. http://internat2.ucoz.net/docs/obraz_proc13-14/metod_materialy/mikhajlova_o.v_zdorovesber_tekhnol_na_urokakh_info.pdf







 

Опубликовано: 07.12.2015