Оздоровительная работа в детском саду

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Муратова Татьяна владимировна

Организация: Доу " Огонёк"

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много, это социальные, экологические, политические факторы.

К сожалению, во многих дошкольных учреждениях гимнастику после дневного сна либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении детей и используют лишь с целью постепенного перехода ото сна к бодровствованию (что, конечно, тоже немаловажно).

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность. Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью констрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20-25 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где закаливания не проводились, четвертый вышел ослабленным после перенесенного заболевания. Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематической последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений, сочетать их с другими оздоровительными процедурами – дыхательной гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки (ходьба по «дорожкам здоровья»), дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа.

Пробуждение детей может происходить под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание (самовытяжение), поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа пальчиковой гимнастики. Главное правило -исключить резкое движение, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и , как следствие головокружение. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Затем дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу (на носках, на пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики – 2-3 мин.

Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 мин (для старших дошкольников). Такая форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика при открытых фрамугах

В течение года используются различные варианты гимнастики. Достичь максимальной двигательной активности и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента.

Воспитатель сопровождает показ упражнений с объяснениям. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей

Опубликовано: 23.04.2015