Cовместная деятельность по ознакомлению с окружающим «Морское путешествие»

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Володина Елена Юрьевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №59 Солнышко»

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Цель: Обогащение знаний об экосистеме «Море».

Задачи:

  • Уточнить представления о значении моря в жизни человека:

оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д.

  • Учить сохранять чистоту окружающей среды.

  • Расширить представления о морских жителях.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за аквариумом,

  • рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей,

  • чтение художественных произведений.

Материал: Медиапроектор, готовая презентация к занятию, «корабль», построенный из стульчиков и модулей, глобус, по краям стульев лежат длинные отрезы ткани голубого цвета, под одним из отрезов находится «мусор»(бумага, пакеты, пластиковые бутылки)

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на корабле. Где можно плыть на корабле? (по воде, по реке, по морю…) Занимайте свои места на корабле. Итак,(воспитатель надевает капитанскую фуражку) капитан корабля рад приветствовать вас на своем судне. Посмотрите, что у меня в руках? (глобус) Если его не крутить, то он кажется каким? (разноцветным) А если его сильно раскрутить ,то он становится голубым. Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос? (потому, что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой)Что обозначает голубая краска?(голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны) Везде ли одинаково окрашены моря и океаны? Почему?(одни очень глубокие, а другие мельче.Чем мельче- тем краска светлее) Правильно, но все -таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в их соленой пучине. Кто был на море и видел его? Какое море?

Физминутка: Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Какая вода в море? (соленая)Почему?( соленый прифкус ей придают различные минеральные вещества, которые приносят в моря впадающие в них реки. А где же можно применить соленую морскую воду? (она полезна для здоровья, ею полощут больное горло, из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений)А хорошо ли , что у нас есть море? А почему? (Море дарит нам прохладу,у моря отдыхаем, по нему перевозим грузы, путешествуем..) Широк океан . Можно плыть по нему недели не видя берега. Куда не посмотришь, на сотни километров вода (смотрит в бинокль) Я вижу остров . Наш корабль делает остановку. А окуда в море взялись острова? (Рассказ воспитателя об образовании коралловых, вулканических, и других островов)

Физминутка: Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

 

Ребята, а каким вы представляете себе морское дно? (Плоским, ровным, не ровным….) Нет, ребята, дно моря не ровное, не плоское, оно буквально изрезано различными холмами, долинами, глубокими впадинами и даже высокими горными цепями.Хотите посмотреть? Как же мы опустимся на морское дно? (нужно одеть водолазные костюмы или сесть на подводную лодку) Кто обитает в море?

Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно (Кит)

Плоский он. Размером разный.
Хвост его бичеобразный. 
Лишь один несёт отряд
Электричества заряд!(Скат)
Передние – ласты, а задние - лапы! 
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. 
(Морская черепаха)

Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И всё ж…
Порою хоть страшно, плывёт  (Рыба-ёж)

Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо Гагр плывёт… Афин!
Белобрюхий кто?  (Дельфин)

Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?
А может то зонтик лежит на волнах?
В нём щупальца – спицы. А спиц тех коснуться
Не каждый решиться. Обжечься есть страх!
(Медуза)

Кит-гигант! Зубастый кит!
Своенравен и сердит.
Прирождённый эхолот.
Ест моллюсков. (Кашалот)

Ракообразная малышка
Меняет цвет. Уж это слишком!
Морских глубин цветная детка -
Та симпатичная (Креветка)

Была объёмной, плоской стала,
Фигуру время поменяло,
И маскируется отлично! 
Под стать морскому дну обычно.
(Камбала)

По всем морям оставил след,
И лишь в Балтийском море – нет,
Имеет панцирь как футляр,
Десятиногий рак (Омар)

Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?  (Кальмар)

Беспозвоночный, мягкотелый -
сидит в ракушке ли без дела,
Или плывёт как осьминог,
в своём роду не одинок.
(Моллюск)

Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно  -  пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей?
(Морская звезда)

.Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)

.
Кит? А, может быть, дельфин, Чёрно-белый исполин?
В океанах обитает,
Живность хищно поедает.
(Касатка)

Как торпеда с плавниками.
С очень страшными клыками!
Острым нюхом жертву чует,
Днём и ночью всё кочует.
(Акула)

Давайте и мы с вами поиграем с морскими рыбками.

 Игра «Рыбки»

  Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в нём говорится.

      Рыбки плавают, ныряют –                          («плавать» как рыбки)

Корм подводный собирают.                      («собирать» воображаемый корм -

Раз, два, три –                                              присесть и брать его с пола

Со-бе-ри!                                                      обеими руками)

Рыбки плавают, ныряют –                          («плавать»)  

И друг друга догоняют.

Раз, два, три –                                              (бегать друг за другом

Догони, догони, догони...                           по комнате) 

Рыбки плавают по дну –                             («плавать»)

Не поймаешь ни одну.

Раз, два, три –                                              (при слове «замри» дети останавливаются

Замри!                                                                       в тех позах, в которых их застала команда)

 

Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто пошевелится, тот садится на стульчик.

 Остальные продолжают игру после слов: Раз, два, три – отомри!

 Игра проводится 2-3 раза.

Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, а теперь возвращаемся на корабль. Посмотрите, на море появились волны. Откуда они ? (волны поднимает ветер) Правильно, ветер поднимает массу воды, образуя волну, а затем, сила земного притяжения опускает ее вниз . (Дети при помощи отреза легкой голубой ткани имитируют волну)

Игра «Море волнуется»

«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»
Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив руки в стороны. При слове «замри», игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. Победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию. Воспиатель: Ребята, займите свои места на корабле.Смотрите, за бортом плывут банки, бумага, пакеты…(под одним из отрезов голубой ткани, изображающей волны находится «мусор») Как они оказались в море?(Ответы детей) Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает очень много мусора, ядовитых отходов, нефти. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы попадает в сети, исчезают стада дельфинов. И люди решили, что море необходимо охранять.Но как? (Ответы детей) Стали устраивать морские заповедники, создали «морских дворников»- корабли-мусорщики, корабли-нефтесборщики, перестали загрязнять моря. И мы с вами сейчас поможем очистить море от мусора. (Дети собирают «мусор» в контейнер.) Воспитатель: Внимание! Наш корабль вернулся в детский сад. Командир корабля и команда благодарят вас и прощаются с вами.


 

Опубликовано: 26.11.2015