Технология творческих мастерских в гуманитарном профиле

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Санькова Тамара Дмитриевна

Организация: МОУ СОШ № 7

Населенный пункт: Ставропольский край, Александровский район, с. Калиновское

В гуманитарном профиле применяю технологию творческих мастерских, гдеучащиеся добывают знания в процессе познавательно-поисковой деятельности. Одна из главных особенностей этой методики - определенная процедура выстраивания знаний, через создания проблемной ситуации.

Проведение мастерской предполагает использование совокупности научных приемов, методов, позволяющих учителю (мастеру) применить свои знания и умения, организовать целенаправленную, увлекательную, творческую работу учащихся, которая раскрепощает, улучшает настроение и всегда дает положительный результат.

В структуре большинства мастерских присутствуют некоторые этапы. Последовательность и количество данных этапов может быть разное.

1.Индукция (наведение). Создание определенного настроя- эмоционального, интеллектуального (с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включая подсознание личного отношения к предмету обсуждения. Это достигается использованием различных приемов и средств: зарисовки, прослушивание музыки, выполнение небольших творческих заданий с целью обращения к собственному опыту, чтение и комментирование ярких и образных выражений.

2.Самоконструкция. Индивидуальная работа по заданию, вопросу, проблеме, поставленных в любом виде.

3.Социализация. Выступление всех членов каждой малой группы и мастера с вариантами решения обсуждаемой проблемы. Малые группы организуются по усмотрению учителя. Работе малой группе может предшествовать работа в паре.

4.Социоконструкция. Групповая работа по решению определенной проблемы, выполнению задания. Как правило, данный этап следует за предыдущим, происходит обсуждение мнений участников группы, их «обогащению» знаниями друг друга, поиски и принятие общего мнения по обсуждаемой проблеме или вопросу.

5.Презентация. Представление всех работ на всеобщее обсуждение и их просмотр.

6.Разрыв. Внутренне осознание каждым участником мастерской неполноты своих знаний или их несоответсвия новому, увиденному, представленному, понятому. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворения нового.

7.Рефлексия. Размышление о своем внутреннем состоянии; самоанализ деятельности, состояния и полноты знаний, потребностей в дальнейшей деятельности.

Таким образом, мастерская дает возможность учителю предъявить изучаемый материал нестандартно, уйти от штампов и жестких рамок учебников и учебных пособий, а учащимся - увидеть предмет или явление с неожиданной стороны, что немаловажно.

В своей работе использую элементы следующих видов мастерских:

1.Мастерская построения знаний. Это мастерские, на которых обсуждаются определенные проблемы и вопросы, не знакомые учащимся, то есть по- традиционному, можно сказать, что идет изучение нового материала.

2.Мастерские реконструкции знаний. В данном случае идет обобщение и систематизация знаний.

3.Мастерские восстановления знаний. По другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.

В гуманитарном профиле применяю технологию творческих мастерских, где учащиеся добывают знания в процессе познавательно-поисковой деятельности. Одна из главных особенностей этой методики - определенная процедура выстраивания знаний, через создания проблемной ситуации.

Проблемную ситуацию создаю так, чтобы вопрос (проблема) был созвучен чувствам, настроениям детей, учитывая их интересы. Социализация в рамках используемой мною технологии - выступление ученика в группе, самой группы в классе с отчетом о выполнении задачи. Мастерская-это новый способ организации познавательной деятельности обучаемых. В мастерской информация не «выдается» учителем, нет простой передачи знаний. Знания выстраиваются в процессе познавательной поисковой деятельности учащихся. Учителю, включая учеников в такую работу, приходится расставаться со многими стереотипами своей профессиональной деятельности. Мастерская является той технологией, которая в наибольшей степени способствует развитию творчества, как учителя, таки учащихся, отличается нестандартностью, оригинальностью, неповторимостью. Педагогу нужно иметь достаточно опыта, знаний, обладать профессиональной интуицией, хорошо знать учащихся, чтобы решиться суметь организовать данную форму работы. Единого алгоритма построения мастерских нет, поскольку это, прежде всего, сотворчество учителя-мастера

со своими учащимися. Тем не менее, можно выделить некоторые общие моменты: принципы построения, основные этапы, виды мастерских.

Принципы построения мастерской:

-Все способны, нет неспособных ни учеников, ни учителей. Все могут все.

-Нет готовых ответов ни на один вопрос. Можно задавать любые вопросы, но отвечать на них самому.

-Никакой оценки: ни положительной, ни отрицательной. Отрицательная оценка унижает ребенка, вселяет в него неверие в свои силы. Положительная оценка формирует психологический феномен постоянной необходимости внешней оценки своей деятельности, воспитывает несамостоятельную личность.

-Полная свобода мнений. Каждый имеет право сказать то, что он думает, не боясь показаться смешным или нелепым. Каждый имеет право иметь свое мнение по любому вопросу.

-Доброжелательность всех по отношению ко всем. Положительная установка.

-Никаких замечаний и никакого давления ни со стороны педагога по отношению к учащимся, ни учащихся по отношению друг к другу. Искренность и открытость.

-Ошибок нет, есть неточные знания. Неточные знания - необходимая ступенька к более точным и полным знаниям. Полных знаний может и не быть.

-Деколонизация ума. Пользоваться только своим умом, не пытаясь спросить у товарища, прочитать в книге, подсмотреть где-либо, вспомнить стандартный ответ.

-Учитель равен ученику. Равноправные, партнерские, субъект- субъектные отношения.

-Знания одного должны быть обогащены знаниями других.

Так при изучении темы »Гражданская война» на уроке создаю творческие лаборатории:

1-ученые-историки, поддерживающие идеи белого движения,

2-ученые-историки, стоящие на стороне красного движения,

3- историки , выражающие интересы крестьянства.

Работая в таких творческих лабораториях, учащиеся знакомятся с идеологией белого и красного движений, документами. Итог работы – отчёт каждой творческой лаборатории, почему они являются сторонником того или иного движения.

При изучении темы «Образование СССР» на базовом уровне использую интерактивный метод, когда ученики не только свободно

обмениваются суждениями, мнениями, оценками фактов и явлений, но и обучают друг друга, работая в группе, создавая атмосферу дружелюбия, терпимости. Задания базового уровня : составить научную справку.

1 группа - «Меры направленные на укрепление централизаторской тенденции в России 17-19 веках».

2 группа – «Территориальная организация государств (унитарное, федерация, конфедерация) – теория».

Учащиеся гуманитарного профиля на профильном уроке выполняют следующие задания:

1 группа – «Мой выбор – конфедерация». Аргументы за и против.

2 группа – «Мой выбор – федерация». Аргументы за и против.

3 группа – «Мой выбор – унитарное государство». Аргументы за и против.

Результаты работы заполняются в таблицу.

Результатом работы творческих мастерских на профильном уровне являются стихи, рисунки, философские размышления, эссе, рефераты, творческие отчёты. Старшеклассники, работая в малых группах, создают фрагменты жизни человека, модели различных исторических эпох в своих творческих проектах.

Наиболее эффективно в осуществлении реализации своей темы использую метод проектов, комплекс поисковых, исследовательских, расчётных графических видов деятельности, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, в группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Этот вид работы формирует критическое и творческое мышление учащихся, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Самостоятельная работа учащихся при решении проблемных вопросов позволяет по новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, что способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведёт к формированию собственных оценок исторических событий.

В проектной деятельности мне удаётся наладить диалог с учениками. Темы проектов, выполненных на элективном курсе и на их уроках истории, довольно разнообразны: «Герб класса», «Флаг класса», «Калиновскому 227 лет», «Город креста», «Лермонтов и Кавказ», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», дали возможность моим ученикам приобщиться к богатейшему культурному наследию Ставрополья. Используемый мною

метод проекта формирует у учащихся навык личного отношения к событиям и к историческим деятелям, учат выражать своё собственное мнение, а не мнение автора учебника.

 

Опубликовано: 13.11.2015