Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Орлова Елена Владимировна

Организация: МБДОУ д/с №29

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кстово

Добрые чувства должны уходить

своими корнями в детство...

Если добрые чувства

не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитать,

потому что подлинно человеческое

утверждается в душе

одновременно с познанием

первых и важнейших истин…

В детстве человек должен

пройти эмоциональную школу –

школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

 

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое. На это указывает В.А. Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство...»

Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности с первых дней его жизни. И чем меньше ребенок, тем боле значимо это воздействие. Именно в семье нужно с детства учить детей искусству жить среди людей, любить их проявлять внимание и доброе отношение.

Некоторые родители считают что доброта - всепрощение, другие рассматривают доброту очень узко, связывая ее проявление лишь с отдельными действиями ребенка: угостил бабушку яблоком, значит - добрый. Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость, отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к людям, забота о их удобстве и покое, готовность быть полезным. В основе

доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить себя на место другого, понять, почувствовать, что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Доброта это и отказ от собственного удовольствия, радость человека» сотворившего» добро. Добро связано и с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим собой. Задача взрослых научить ребенка радоваться радостью другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь.

Важнейшим педагогическим требованием воспитания доброты является: умение не только брать, но и отдавать. Ребенку присуща беспредельная потребность в любви и внимании тех, кто его окружает, он рано начинает чувствовать доброту и справедливость по отношению к себе. Советскими психологами доказано, что отсутствие родительской любви, заботы, теплоты, доброго отношения в целом отрицательно сказываются на развитии ребенка в целом. Но нельзя забывать другую сторону требования: учить детей отвечать на добро добром. Любить людей. Как можно сформировать отзывчивость без умения сопереживать, сочувствовать.

Ребенок не может ответить на заботу заботой, не умеет поставить себя на место другого - всему этому ребенка надо учить. Любого ребенка можно воспитать добрым, опираясь на стремление детей к хорошим поступкам. Дети действуют больше по велению сердца. Чем по законам здравого смысла поэтому воспитание доброты следует начинать с пробуждения добрых чувств, вызванных добрыми поступками самих родителе , других людей..Возникшие добрые чувства необходимо поддерживать. развивать. Детские чувства должны стимулировать детские поступки.

Сами родители иногда формируют эгоизм у детей: «Это только тебе». « Ни-кому не давай игрушку.» Ребенок может любить бабушку за то ,что она все разрешает, а маму за то , что покупает игрушки. Родителям надо помнить, что эгоист, потребитель не способен на добрые поступки, поэтому надо вникать в мотив детского поступка. Развивать у ребенка умение поступиться своим «я», « хочу» ради «мы», « обязан». Родители редко предают значение том , что ребенок забыл поделиться, проявляет равнодушие к их радостями огорчениям. Родители не должны оставлять без внимания ни одного грубого действия со стороны детей относительно себя или другого ребенка. Случается ,что ребенок дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Все это не должно проходить мимо внимания родителей. Надо вызывать чувство отвращения к плохим поступкам, стыда за них.

Какие же методы и приемы следует использовать?

Самым важным является ПРИМЕР поведения самих родителей, и отношение друг к другу. Дети обладают острой наблюдательностью и высокой подражательностью. Они улавливают внешнюю форму и способы

обращения родителей между собой, с окружающими людьми..Хорошо .когда дети видят улыбку на лицах родителей, эту спутницу доброго отношения к людям, улавливают расположенность, желание помочь, слышат приветливый тон и добрые слова, однако одного примера в воспитании доброты не достаточно, необходимо использовать УПРАЖНЕНИЕ детей в добрых поступках. Это может быть и услуга и помощь старшим : подать тапочки, сумку, помочь приготовить обед, открыть дверь, пропустить вперед .Хорошо когда в семьях практикуются общие дела родителей с детьми. Естественно . что инициатива вначале исходит от родителей.. Детей надо учить присматриваться к физическому и духовному состоянию родных, так как рассчитывать что дети заметят плохое настроение, недомогание близких вряд ли приходится.» Что-то грустная твоя подружка, спроси , что случилось.», «Узнай как бабушка себя чувствует.»Ребенку нужно помочь не только творить добро, но и мыслить по законам доброты. Здесь помогут родителям БЕСЕДЫ о том, какого человека называют добрым, почему? Перед детьми можно ставить ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ. Например: «Как бы ты поступил?», «Что можно сделать что бы…?» В воспитании доброты важна ОЦЕНКА, которая утверждает ребенка в правильности поступка, помогает увидеть в поступке хорошее. Порицание, осуждение тормозит нежелательные поступки детей. Исследования советских педагогов показывают, что чувство симпатии в форме сопереживания проявляются дошкольников и при чтении СКАЗОК, РАССКАЗОВ. Например: В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к размышлению. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Недаром один из известных детских писателей Александр Трофимов отметил: «Детская литература – это то, что помогает нам выжить, когда мы становимся взрослыми».

Детям дошкольного возраста доступны некоторые ПОСЛОВИЦЫ. Они легко запоминаются и положительно воздействуют на них. «При солнышке тепло , при матери добро», «Плохое плохому, а доброе доброму», « Добрый скорее дело сделает чем сердитый» и другие.

Используя в системе перечисленные методы, родители могут сформировать у детей умение поступать по законам добрых человеческих отношений, добиваться того, что бы доброта стала чертой характера ребенка, необходимой ему в дальнейшей жизни

Литература:

1. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9.

2. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников - М.: Просвещение, 1974.

3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1985

5. Сухомлинский В.А Рождение гражданина. - М.,1971

6. Афанастева Т.М, Семья. - М.,1986

7. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.

8. М.: Педагогика, 1987.

9. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1989. №10.

10. Бабаева Т.и., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.

11. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 10. - С. 26-36.

12. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников . - М.: Просвещение, 1974.

13. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

14. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.

15. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., «Владос», 2001.

16. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. - С. 73-77.

17. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

18. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976.

19. Фесюкова Л.Б. Учусь управлять собой. - М., «Сфера», 2010.

14.Вакуленко Ю.А. « Воспитание любви к природе у дошкольников»

15. Гальцова Е.А. «Удивительные истории о животных.» Волгоград

«Учитель» 2010 г.

Я понимаю, что моя работа не может быть успешной без помощи роди-телей. Провожу анкетирование. Подготовила папку-передвижку с десятью правилами воспитания ребенка.

1. Люби своего ребенка!

2. Охраняй своего ребенка!

3. Будь добрым примером для своего ребенка!

4. Играй со своим ребенком!

5. Трудись со своим ребенком!

6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболез-ненно, но самостоятельно!

7. Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

8. Приучай ребенка быть послушным!

9. Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!

10. Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

Я знакомлю детей с правилами поведения и учу использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:

- хочешь играть, попроси разрешения;

- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это

вежливо;

- внимательно выслушивай всех участников;

- не требуй для себя все время главных ролей;

- будь справедливым в игре;

- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Зная эти правила, дети оценивают отрицательные поступки сверстников, а впоследствии, и свои.

Как обучать детей правилам?

Сначала важно выяснить характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помочь детям увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. Не лишнее ввести в словарь детей не только всем привычные «спасибо», «пожалуйста», но и «будьте добры», «благодарю», «разрешите».

У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.

Создаю благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Опубликовано: 22.10.2015