Секреты эффективности современного урока

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Половинкина Татьяна Викторовна

Организация: МБОУ Школа № 43

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы. Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его интересами и возможностями.

Новая конструкция обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Организовать процесс обучения в соответствии с современными требованиями – непростая задача, требующая от учителя постоянного поиска и самосовершенствования.

Среди разнообразных задач, стоящих перед учителем биологии, одной из важнейших остается повышение качества знаний учащихся по предмету. В последнее время качество обученности становится основополагающим моментом развития общества.

Надо сказать, что в настоящее время пока только урок, во всем его многообразии, является обоснованной с точки зрения дидактики и методики дидактической единицей, с общепринятой классификацией анализа и самоанализа, с различными инструментами реализации учебно-воспитательных задач.

Исходя из анализа литературы, можно сформулировать методические требования к основной форме организации образовательного процесса – уроку в условиях развивающейся школы:

1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществления образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей и особенностей детей и др.

3. Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть прежде всего – личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.

4. Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

5. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не ставится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучит дети.

6. Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.

7. Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

8. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания и в процессе обучения.

9. Комплексное планирование задач по трем группам: а) педагогические цели; б) цели развития образовательного процесса; в) цели саморазвития учителя.

10. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта поурочного усвоения.

11. Продумывание и формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

12. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого на уроке материала.

13. Опора на межпредметные связи с целью формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

14. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса.

15. Включение в содержание урока упражнений творческого характкера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, частично новой и в полностью незнакомой ситуации.

16. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения исходя их учебных возможностей учащихся конкретного класса.

17. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

18. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

19. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики и реальных учебных возможностей.

20. Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.

21. Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы 21 века.

22. Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.

23. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения.

24. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроке по всем предметам.

25. По возможности дифференциация домашних заданий для разных групп учащихся.

26. Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация ОП на уроке в соответствии с этими знаниями.

27. Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

28. Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетичиских условий.

29. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

30. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащегося.

31. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального и эмоционального в работе с детьми.

32. Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительного мастерства.

33. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать ход урока при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.

34. Регулярный анализ полученных на уроке результатов обучения, воспитания, развития школьников.

35. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанном в зоне ближайшего развития ребенка.

Современный подход к подготовке учебного занятия обусловил изменение принципов отбора методов обучения. В условиях работы по новому Стандарту можно использовать такие методы обучения, как:

- обучение через задавание вопросов, или «процесс направляемых открытий»;

- «диагностические» вопросы, ответы на которые позволяют увидеть и скорректировать оставшееся непонятным;

- задание на объяснение – учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю;

- создание учащимся «карт памяти», в которых необходимо вычленить ключевые мысли и установить взаимосвязи между ними;

- «перевернутый класс» - метод обучения, при котором основной массив теоретической части учебного материала изучается школьниками дома самостоятельно, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме.

Каждый метод требует для своей поддержки в учебном процессе соответствующих средств обучения, в том числе и на базе новых информационных технологий.

Отбор средств обучения, используемых на учебном занятии, надлежит осуществлять с учетом форм их использования. Такими формами могут являться:

1. Самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Учитель помогает составить индивидуальный алгоритм работы, по необходимости поясняет задания, по окончании работы отслеживает результаты. Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно, используя возможности средств ИКТ.

2. Работа с мультимедийным содержанием несколькими группами в классе в процессе изучения конкретной темы занятия, когда остальная часть школьников изучает материал по плану учителя. По завершении этой работы все ученики принимают участие в обсуждении, в основе которого лежат предварительно подготовленные учителем вопросы и задания.

3. Организация учителем лабораторно-практических занятий на основе текста, таблиц, диаграмм, видеосюжетов.

Методический совет: учителю следует отбирать только такие средства обучения, которые направлены на поддержку видов учебной деятельности школьников и достижение планируемых образовательных результатов.

 

Список литературы:

1. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока/ авт-сост. Н.В.Ляшенко и др. – Волгоград: Учитель, 2014. – 189 с.

2. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушина и др. - Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 272 с.

4. Чернобай Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: путеводитель для учителя. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 128 с.

Опубликовано: 17.10.2015