Формирование учебной мотивации как показателя качества обучения младших школьников

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Наседкина Марина Николаевна

Организация: МБОУ СОШ №9

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Кумертау

В условиях инновационных преобразований, происходящих во всех сферах нашего общества, особенно в экономической и социальной, образование становится ведущим фактором не только трансляции накопленной человеческой культуры подрастающему поколению, но и активного преобразования и развития всех аспектов социально – экономической жизни общества и государства.

Обозначая тезис о том, что состояние образования сегодня – это завтрашний день всего нашего общества, и что будущее республики находится, прежде всего, в руках учительства, президент Республики Башкортостан Р. З. Хамитов определил важнейшей для народного образования задачу формирования гражданина нового Башкортостана и демократической России, подчеркнув, что «именно система образования и воспитания находится на переднем крае решения этой самой важной, самой грандиозной, самой судьбоносной на сегодня задачи». В связи с этим высоко поднимается планка качества образования выпускников, качества знаний, с которыми они выходят из стен школ.

На мой взгляд, важнейшим звеном в системе непрерывного образования является обучение в начальной школе. Развитие образования во всём мире определяется целями и задачами, формируемыми требованиями современного общества. Следовательно, начальная школа тоже призвана решать проблему повышения качества образования.

На повышение качества образования влияет много факторов, главными среди которых являются: организационно – педагогическое воздействие, учебный материал, обучаемость учащихся и время обучения, где наиболее влиятельным считается организационно – педагогическое воздействие, иными словами профессионализм педагога.

Результат профессиональной деятельности учителя начальных классов определяется прежде всего глубиной и прочностью программных знаний учащихся, включающих обязательный минимум содержания начального общего образования, а также уровнем общего развития школьников и уровнем сформированности позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия и его гражданского становления. В данном требовании понятие «обязательный» означает, что содержание обучения обязательно для выполнения любой государственной системой обучения. Слово «минимум» показывает уровень предъявленного содержания, обязательного для усвоения. Каждый творчески работающий учитель стремится несколько расширить этот минимум, чтобы добиться высокого уровня качества знаний своих учащихся.

Начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования. Во – первых, это первоначальное формирование учебно – познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации. Во – вторых, это становление самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности («Я – ученик, школьник»). В – третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счётом невозможно образование на следующих этапах. В – четвёртых, в начальной школе закладываются основы обобщённого и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.

В своей работе большое внимание я уделяю формированию у обучающихся учебной мотивации. На мой взгляд, положительная мотивация учебной деятельности – важнейший

элемент успешности обучения и формирования необходимых норм и ценностей каждого школьника, поэтому для личного самообразования я выбрала тему: «Формирование учебной мотивации как показателя качества обучения младших школьников». Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще. Либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Эти мотивы можно объединить в следующие группы: учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.), непосредственно – побуждающие ( яркость, новизна, страх перед наказанием родителей и др.), перспективно – побуждающие (чувство долга и ответственность и др.). Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно – познавательные мотивы формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

У сегодняшних учащихся наблюдается снижение уровня школьной мотивации к окончанию начальной школы, что и ведёт к снижению качества образования. Учитывая данный факт, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучение необходимых условий для формирования познавательных мотивов у младших школьников и их реализация в учебном процессе.

2. Формирование широких социальных мотивов у младших школьников с целью осознания каждым учеником своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.

3. Разработка мониторингов, направленных на повышение уровня мотивации младших школьников.

4. Составление рекомендаций по повышению учебной мотивации младших школьников.

Свою работу по реализации поставленных задач я начала с изучения мотивов учебной деятельности учащихся, используя для этого методики: «Изучения отношения младших школьников к учебной деятельности» и «Определение мотивов учения школьников». Проанализировав результаты проведенных методик, я непосредственно увидела над чем необходимо поработать. Некоторые обучающиеся в своей деятельности ориентированы на успех, у других доминирует мотив избегания неудачи. Когда я на уроках даю задания трёх уровне сложности и предлагаю обучающимся самим выбрать задания по силам, то ориентированные на успех, как правило, выбирают задачи сложной и высокой сложности, а мотивированные на неудачу - лёгкие задачи, с которыми они справятся, или трудные, если неудачу они не рассматривают как личный неуспех, что бывает крайне редко. Согласно закону Йеркса – Додсона, оптимальным уровнем мотивации для продуктивной деятельности является средний. А для сложной деятельности (сложнлй для конкретного ребёнка) оптимальным является низкий уровень мотивации. Поэтому часто перед ответственным мероприятием (диктантом, контрольной работой и др.) я говорю детям: «Работа несложная, не бойтесь, вы все отлично справитесь», создавая тем самым невысокий уровень мотивации, который часто способствует успеху ребёнка.

Благоприятным условием для формирования познавательных мотивов является личностно – ориентированное обучение с умением педагога умело сочетать объяснительно – иллюстративные, наглядные и проблемно – поисковые методы обучения, позволяющие осуществлять различные виды учебной деятельности, активизировать восприятие

школьников, мышление, речь, память, эмоционально – волевую сферу. При таком обучении для поддержания высокого уровня познавательной мотивации можно использовать следующие приемы: создание проблемных ситуаций в начале урока, использование неожиданной интересной информации, применение занимательного материала, применение наглядных и технических средств обучения, инсценировка, эмоциональная насыщенность учебного содержания, создание эмоциональных ситуаций, использование техник эмоциональной разрядки, соревновательных игр и игровых моментов, создание ситуаций успеха, указание учащимся на удачные, рациональные моменты их деятельности, организация ситуаций коллективной мыследеятельности, оценочные подбадривающие обращения учителя, поддержка инициативы школьников самооценка, рефлексия, приём открытого конца урока и др. Также на уроках необходимо создавать условия для индивидуализации, разноуровневого и дифференцированного обучения. Большое влияние на формирование учебно – познавательной мотивации оказывает заинтересованное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: брейн – ринги, интеллектуальные игры, праздники, родительские собрания и открытые уроки для родителей.

Также основой формирования высокой учебно – познавательной мотивации, успешного обучения и комфортного самочувствия ребёнка являются требовательность и систематический контроль учебной деятельности. При осуществлении контроля я стараюсь регулярно и систематически повышать требования к детям, учитывая уровень развития и результаты, достигнутые каждым учеником, считая этот момент очень важным. Контроль и оценка учителем деятельности ученика закрепляют его успехи. Обучающиеся становятся уверенными в своих знаниях. При этом оценки ставлю дифференцированные, позволяющие обеспечить каждому ученику ощущение успеха. Оцениваю, прежде всего, усилия и старания, которые приложил ребёнок для выполнения задания, сравниваю полученные ребёнком результаты с его собственными, выделяя их положительные моменты. Учёными доказано, что непоследовательность оценок и доминирование отрицательных оценок результатов деятельности и самой личности способны сформировать не только у ребёнка, но даже и у взрослого феномен выученной беспомощности. Дети, у которых сформирована выученная беспомощность в начальной школе, обычно испытывают серьёзные трудности в старших классах и во взрослой жизни. Учителям начальной школы необходимо помнить об этом и очень серьёзно подходить к оценке деятельности младших школьников.

В своей работе я пользуюсь следующими рекомендациями по повышению учебной мотивации младших школьников:

* использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся;

* создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

* стимулирование учащихся к использованию индивидуальных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться,

* анализировать способы работы учащихся и отмечать наиболее оригинальные;

* применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

* создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу и самостоятельность;

* рефлексия в конце урока;

* организация домашней работы как индивидуальной творческой деятельности;

* при выставлении оценок анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность.

Таким образом, оптимально используя различные виды обучения, прогрессивные технологии, методы, приёмы и средства обучения, можно добиться высокого уровня сформированности учебной мотивации и как следствие – повышения качества образования школьников. Современный учитель решает задачи обучения и воспитания школьников в

условиях, которые резко осложняют его профессиональную деятельность. В качестве отличительных характеристик педагога настоящего и будущего времени можно назвать: обучение в течение всей жизни, постоянное повышение квалификации и психолого – педагогической компетентности.

Предлагаю использованные мной методики для изучения учебной мотивации школьников.

Методика 1

«Изучение отношения младших школьников к учебной деятельности»

Цель: Определить наличие положительной мотивации у учащихся.

Порядок проведения

Для получения данных об отношении младших школьников к учебной деятельности можно использовать анкету, которая включает перечень видов деятельности, часть из которых непосредственно связана с учебной. Учащимся предлагается подчеркнуть среди перечисленных занятий любимые.

Анкета

Подчеркни любимые занятия:

* Смотреть телевизор

* Заниматься спортом

* Делать домашние задания

* Читать книги

* Ходить в школу

* Играть с ребятами на улицу

* Решать разные задачи

* Заниматься в кружке

* Ходить в кино

* Работать на уроке

* Рисовать

* Ездить за город

* Играть в настольные игры

 

Методика 2

«Определение мотивов учения школьников»

Цель: выявить наименее (наиболее) осознаваемые мотивы ученика.

Порядок проведения

На листочке записаны мотивы. Детям предлагается выбрать только 7 наиболее важных мотивов, отмечая их значком.

Перечень мотивов:

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

4. Хочу закончить школу и учиться дальше.

5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

6. Хочу быть культурным и развитым человеком.

7. Хочу получать хорошие отметки.

8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

10. Хочу быть лучшим учеником в классе.

11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

12. Хочу занять достойное место среди товарищей.

13. Хочу, чтобы товарищи не осуждали меня за плохое учение.

14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

15. Не хочу получать плохие отметки.

16. Люблю читать и писать на уроках.

17. Люблю узнавать новое.

18. Нравится, когда учитель рассказывает интересно.

19. Люблю решать задачи и примеры.

20. Люблю думать и рассуждать на уроках.

21. Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности.

Анализ результатов

Шифр:

1-3 – мотивы долга и ответственности

4-6 – самоопределение и самосовершенствование

7-9 – мотив благополучия

10-12 – престижность

13-15 – избежание неприятностей

16-18 – мотивация содержанием

19-21 – мотивация процессом учения

 

При работе над формированием учебной мотивации младших школьников одной из задач учителя является задача развития самоконтроля учащихся. Для этого можно использовать цветные кружки в конце урока или после выполнения какого – либо задания. Зелёный кружок обозначает «знаю, умею», красный кружок обозначает «не получается, нужна помощь».

Для формирования адекватной самооценки необходимо предоставлять ученикам право выбора уровня сложности работы, которую им предстоит выполнить. Для этого предлагаю учащимся задания трёх уровней сложности: высокий, средний, низкий . Пока учащиеся сами выбирают задания, обязательно «вселяю» им уверенность в своих силах: «Вы всё знаете, вы можете справиться и с высоким уровнем заданий, я уверена в ваших знаниях». Постепенно учащиеся все выбирают только задания высокого и среднего уровня.

После проверки контрольных работ провожу с учащимися индивидуальные беседы, в которых ученик получает необходимые рекомендации. Такое собеседование позволяет ему раскрыть причины успеха или неудачи, что приводит к осознанному, а не к насильственному выполнению работы над ошибками.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы учителя подтверждается тем, в какой мере учебно – воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной активной деятельности, и следовательно способствует формированию устойчивой положительной учебной мотивации. Большими возможностями в формировании творческой личности обладают уроки литературы. Главнейшей задачей этих уроков является задача развития речи учащихся, она же является и наиболее трудной задачей начального обучения. Педагогам нужно не только научить ребёнка видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Чтение в 1 классе обогащает речь ученика новыми понятиями, новыми словами, словосочетаниями,

оборотами речи. Затем нужно научить ребёнка пересказывать текст, используя при этом новые слова и обороты речи из прочитанного текста. Работа над словом и предложением усложняется от класса к классу.

Во 2 классе проводятся следующие упражнения: «Назови одним словом», «Найди лишнее слово», «Назови по аналогии», «Определи предмет по указанным признакам» и т.д. У школьников активизируется и пополняется словарный запас. Им предлагается дополнять стихи словами или словосочетаниями, придумывать различные перевёртыши, отгадывать ребусы и т.д. Например, хороший положительный настрой на обучение даёт задание составить слова из букв данного слова.

В 3 классе ведётся работа над грамматической основой слова, внимание детей направляется на значение слова и на его происхождение. Например, учащиеся объясняют смысл слов «чуткий», «злорадствует», «поспешает», «зябко» и т.п. или выражений «золотое сердце», «работать без устали», «бить баклуши» и других. Речь является каналом развития интеллекта, зеркалом культуры и образованности человека. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Так как не все дети хотят и умеют хорошо говорить, необходимо применять игровые моменты в работе над развитием речи. Можно проводить следующие игры: «Доскажи словечко», «Перевёртыши», «Сочиняй – ка», «Вкусно – невкусно», «Бывает – не бывает», «Кто как голос подаёт» и другие.

В 4 классе необходимо учить детей самим составлять предложения, рассказы. Хорошим средством создания положительной мотивации учения являются сказки. Ученики знакомятся с народными сказками разных народов, авторскими сказками. Затем четвероклассникам предлагается самим написать сказки или придумать другой конец данной сказки. Обязательно нужно учить детей пробовать сочинять стихи. Способность детей к стихотворству – это залог развития их речи и формирования творческой личности, одно из средств самовыражения ребёнка. Работая над созданием и удержанием положительного отношения к учению, учитель не должен забывать и о таком виде творческой работы, как сочинение. «Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни», указывала М. А. Рыбникова. Во время написания сочинения создаётся атмосфера, способствующая творческому подъёму. Подготовку к сочинению начинать нужно за несколько дней до написания самого сочинения на различных уроках и во внеурочное время. В подготовке к сочинению выделяют три этапа:

1. Накопление материала (наблюдение, экскурсии, прогулки, чтение художественных произведений).

2. Отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана).

3. Словесное и речевое оформление.

Умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в письменном слове проявляется при написании писем. Уже в первом классе учу детей писать письма Деду Морозу, показывая несколько вариантов своих образцов. Во втором классе учимся писать письма бабушке, тёте или другу, уже самостоятельно оформляя конверт. В третьем классе дети ведут переписку с редакциями детских журналов и газет. А в четвёртом классе учащиеся уже пишут письма президенту России. Сколько же бывает радости и самоудовлетворения, когда дети получают ответ от Деда Мороза, от бабушки, от старшего брата или от друга. Письма они приносят в школу, показывают учителю и одноклассникам, и уже с большим желанием пишут следующее письмо. А это способствует творческому развитию учащихся, а может быть, даже развитию таланта. Конечно, не все ученики в жизни будут писателями, поэтами, журналистами, но если они не дрогнут перед темой сочинения, не растеряются перед анализом художественного текста, будут свободно общаться с помощью писем, значит, труд учителя не пропал даром.

На сегодняшний день одной из главных для меня задач является – добиться понимания учеником целей обучения. Для этого использую различные способы и методы. Считаю, что для решения этой задачи очень значимо использование рефлексивных технологий. Они

направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, её контроля и самоконтроля, то есть сознательной регуляции человеком собственных действий, что в дальнейшем приводит к саморазвитию. Приёмы, выработанные рефлексивными технологиями обучения, можно использовать в обучении младших школьников. Например, приёмы «Верно – неверно», «Составление памятки», «Цветовые кружки», «Письмо по кругу», «Ты - мне, я – тебе», «Загадка», «Отсроченный контроль» и другие.

Применение таких приёмов в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от привычных стереотипов, приучает убедительно отстаивать свою точку зрения. Кроме того, приёмы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребёнка, так как самоанализ способствует самоактуализации, что, по словам Г. Маслоу, повышает уровень креативности, то есть умение находить нестандартные решения и осуществлять нечто принципиально новое. В свою очередь, творчески активный человек имеет стойкую положительную мотивацию учения, он постоянно стремиться познать что – то новое, научиться новым видам деятельности.

Для меня на данном этапе работы над моей темой самообразования главное – уметь поддерживать познавательный интерес обучающихся на всех этапах любого урока и постоянно развивать творческий потенциал каждого ребёнка.

Список литературы:

1. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. - М., 2003.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002.

3. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 2001. - № 4.

4. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей : Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997.

5. Калчев П. П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет - Автореф.

Опубликовано: 19.04.2015