О ключевых направлениях работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Дрюпина Ольга Галиулловна
Организация: МБОУ СОШ № 50
Населенный пункт: Курганская область, г. Курган
Кроме убеждений, нужны знания,
которые можно приобрести, и методы,
которые можно освоить.
Бертольт Брехт
Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. Составляющие успеха: серьезная подготовка и качественное преподавание предмета. Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
* индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося;
* системности (подготовка ведется последовательно и по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
* гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Правы те, кто считает, что подготовка к ЕГЭ начинается не в 10-11 классах, а в 5 классе. Уже тогда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения. Пятиклассники ведут тетрадь-накопитель, куда не просто записывают правила, а систематизируют полученные знания в форме таблиц, опорных схем, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.
Для эффективного усвоения и контроля полученных знаний в учебный процесс включаются тестовые формы контроля с 5-го класса. Это помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими варианты ответа, и постепенно готовит их к формату ЕГЭ.
Уже в среднем звене ведется многоаспектный анализ текста. Комплексный (лингвистический, стилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ является важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике и в то же время способствует качественному речевому развитию учащихся, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста, его создание в устной или письменной форме.
Помимо формирования и развития функциональной грамотности ведется работа по речевому развитию учащихся, их коммуникативной компетенции, предполагающей способность свободно владеть речью в разных условиях общения, совершенствование следующих умений:
* анализировать языковые факты и оценивать их с точки зрения информативности; оценивать правильность и уместность употребления языковых единиц;
* использовать основные приемы информационной переработки текста;
* оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
* проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
* создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, вести речевой самоконтроль.
Используемая мной методика структурирования учебного материала предполагает коллективное и индивидуальное создание инструкций, таблиц, алгоритмов, схем, содержащих теорию по русскому языку.
При систематизации и повторении теоретического материала в старших классах используется принцип структурирования. Так, задание №15 проверяет знание правил правописания Н, НН в разных частях речи. Повторить теоретический материал можно с помощью такой таблицы:
Для успешной сдачи ЕГЭ учащимся необходимо уметь анализировать сущность предложенных заданий, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, к примеру, на решение заданий повышенного уровня сложности.
На уроках русского языка ведется целенаправленная работа по обучению приёмам выполнения различных контролирующих заданий.
Подготовка к ЕГЭ включает
* создание банка аргументов;
* выполнение практических заданий в индивидуальных сборниках;
* ведение тетрадей-справочников, содержащих теоретический материал в виде таблиц, схем, алгоритмов;
* выполнение тренировочных заданий на различных сайтах сети Интернет;
* проверку готовых работ с выставлением баллов, поиск и исправление ошибок;
* восстановление деформированных текстов;
* написание тематических словарных диктантов;
* подбор примеров изобразительно-выразительных средств (из художественных и публицистических текстов);
* написание сочинения или его фрагментов (задание №27) с опорой на речевые клише;
* знакомство с правилами заполнения бланков;
* многоаспектную работу с различными текстами.
В течение последних лет веду целенаправленную работу в старших классах, опираясь на материалы, размещенные на сайте ФИПИ. В старших классах провожу мониторинг качества знаний, результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксирую в диагностических картах. Это позволяет отслеживать динамику роста учебных достижений и планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.
В кабинете есть стенд «Подготовка к ЕГЭ», на котором размещены различные полезные материалы, в том числе критерии оценивания задания №27, образцы заполнения бланков ответов и примерная шкала перевода баллов.
КИМ по русскому языку составлены таким образом, что позволяют проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая. В работе использованы два типа заданий: задания открытого типа с кратким ответом и задание открытого типа с развернутым ответом.
Большая часть заданий открытого типа с кратким ответом проверяет сформированность базовой языковой компетенции экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме, а также умение на базовом уровне опознавать языковые единицы и классифицировать их. Некоторые задания проверяют сформированность коммуникативной компетенции экзаменуемых – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания открытого типа с кратким ответом проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.
При этом есть задания открытого типа с кратким ответом, которые ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях базового уровня, языковой материал, причем предъявляется он как в виде изолированных языковых примеров (предложений), так и на материале текста.
Задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой). Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у экзаменуемых конкретных коммуникативных умений и навыков:
1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
2) комментировать главную проблему исходного текста;
3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме;
4) выражать и аргументировать собственное мнение;
5) последовательно и логично излагать мысли;
6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.
Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что важно не только для успешной учебной деятельности, но и в целом для дальнейшего профессионального образования.
Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых культуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление в части аргументации собственного мнения о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.
Учащиеся знакомятся с критериями оценивания, примерным планом написания сочинения-рассуждения, что помогает избежать типичных недочетов. Кроме того, школьникам дается перечень клишированных фраз, помогающих вводить в текст сочинения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать собственное мнение. Вот один из примеров:
Примеры речевых клише для написания комментария
* Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, говорит о… (ссылается на… )
* Во-вторых, Ф.И.О. (автор) отмечает (описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает), что …
* В качестве примера, подтверждающего актуальность обозначенной проблемы, автор приводит...
* Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор (писатель, публицист) говорит …
* Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем)…
* Вовсе не случайно автор изображает (кого, что)…
* Автор словно приглашает читателя к серьезному разговору...
* Своеобразной иллюстрацией может служить поведение героя, свидетельствующее о…
* Автор осуждает (сочувствует, одобряет) …
Не секрет, что именно задание №27 вызывает наибольшие трудности у старшеклассников. Еще Сократ отмечал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Развитие речи — одно из ключевых направлений в преподавании русского языка. Следует отметить, что при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно делается акцент на определение его тематики, проблематики, поиск связей с современностью, ответы на проблемные вопросы, не теряющие своей актуальности. Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа дает возможность видеть ошибки других и на допускать подобных самим.
Написание тематических диктантов, содержащих слова и выражения, которые можно использовать при написании развернутого рассуждения (задание №27), в дальнейшем помогает избежать орфографических ошибок. Приведу наглядный пример.
Словарный диктант
Актуальная проблема, путь ошибок и разочарований, неподдельное волнение, прийти к убеждению, патриотическое начало, читательское восприятие, умение сопереживать, известный писатель, признанный авторитет, логическое завершение, судьбоносное решение, стремление быть полезным, жертвенность героини, временные трудности, повод задуматься, лирическая составляющая, юношеский максимализм, жизненные приоритеты, истерзанный сомнениями, мучительные раздумья, чутко воспринимающий, поразительное упорство, откровенный разговор, приведенные аргументы, жизнеутверждающий вывод.
Особое внимание уделяется развитию умения подбирать аргументы и органично вводить их в текст сочинения. На уроках литературы ведется многоаспектная работа с текстами литературных произведений, составляются таблицы, отражающие проблематику изучаемых произведений и авторскую позицию.
При выполнении задания №27 может вызывать трудности написание заключения. Рекомендую учащимся использовать афоризмы, которые собираются и систематизируются в своеобразной копилке. Это может выглядеть таким образом:
Знание критериев оценивания задания №27 позволяет организовать целенаправленную работу учащихся по взаимопроверке и проверке собственных работ.
Опыт работы в старших классах позволяет выявить типичные проблемы, влияющие на качество выполнения заданий: отсутствие закрепленных навыков тестирования, ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ, технические ошибки при заполнении бланков ответов, неправильное распределение времени на выполнение заданий. Избежать подобных трудностей помогает систематическое выполнение тренировочных заданий.
Репетиционное тестирование проводится в течение учебного года неоднократно, при этом соблюдаются требования и условия, предъявляемые к проведению ЕГЭ. Тренировочное тестирование проводится на бланках, идентичных бланкам ЕГЭ, с целью отработки навыков их быстрого и правильного заполнения.
Безусловно, качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа педагога и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени. По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен».
Список литературы
1. Драбкина, С.В., Субботин, Д.И. ЕГЭ-2025. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. - Москва: Интеллект-Центр, 2024.
2. Мальцева, Л.И., Смеречинская, Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2024. - Москва: Народное образование, 2024.
3. Мальцева, Л.И., Еремеева, Е.В. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. - Москва: Народное образование, 2024.
4. Открытый банк заданий ЕГЭ http://www.fipi.ru/