Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Матюшенко Светлана Андреевна

Организация: МАДОУ № 4

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Армавир

Аннотация. Лексическое развитие является одним из основных направлений в дошкольном возрасте. Словарный запас составляет основу речевого развития детей, так как слово является важнейшей единицей языка. Содержание речи отражается в словаре, поскольку слова обозначают предметы, явления, признаки и свойства, качества, действия. Словарная работа в ДОО связана со всем образовательным процессом. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности и повседневной жизни.

С первых дней пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации начинается работа по ознакомлению его с окружающим миром.

Окружающий мир разделяют на предметное (материалы, их свойства и качества, преобразование предметов), природное (неживая природа, мир растений и животных, экологическое воспитание) и социальное окружение (человек, его эмоции, взаимоотношения).

Под предметным миром понимают совокупность изделий, окружающих человека и используемых им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей [2].

Предметы входят в жизнь ребенка еще до того как он начинает с ними взаимодействовать, они обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться к новой социальной среде, в которую он попадает с момента рождения. Эта функция жизнеобеспечения, которая в дальнейшем реализуется постоянно. Например, предметы помогают питаться, сохранять тепло и т.д. (ребенка заворачивают в пеленку, кормят с помощью бутылочки и т.д.).

По мере познания окружающего мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, полезные и интересные, осваивает способы действия с ними. Предметы могут оказаться опасными для маленького ребенка (игла, нож и т.д.), но они не теряют своей функции жизнеобеспечения, например, когда находятся в руках взрослого.

Также важной функцией предметов является ориентировка ребенка в окружающем мире. С помощью предметов ребенок узнает, что мир обладает разными качествами и свойствами (теплый, холодный, сладкий, горький и т.д.). Предмет влияет на всестороннее развитие ребенка, вводит его в мир взрослых и обогащает содержание социального опыта [4].

Исследователь Е.М. Струнина полагает, что словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают как в ходе стихийного, так и специально организованного ознакомления с окружающей действительностью [3].

Исследователь В.И. Логинова связывала развитие словаря с овладением детьми понятиями. На основе уточнения методики обогащения словаря в процессе ознакомления детей с предметами, их признаками, качествами, действиями, она показала влияние системы знаний о предметном мире на интеллектуальное и речевое развитие дошкольников, на воспитание уважительного отношения к труду человека.

Логинова В.И. выделила три группы занятий для ознакомления детей с предметным миром:

  1. первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий;
  2. занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, сравнение предметов;
  3. занятия по формированию понятий в процессе обобщения [2].

Знакомство младших дошкольников с предметным миром, со всем его многообразием начинается с близких людей – родителей (законных представителей) и членов семьи, продолжается воспитателями и специалистами дошкольной образовательной организации.

По мнению Ф.А. Сохина, словарь младших дошкольников пополняется в ходе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода (мебель, посуда, одежда и т.д.), предметов более далекого окружения (транспорт, растения, животные и т.д.).

Исследователь Е.И. Тихеева предложила следующий метод расширения, закрепление и уточнение, активизация словаря в процессе ознакомления с предметным миром – рассматривание игрушек [4].

Под игрушкой понимается предмет, специально предназначенный для игры и познания окружающего мира. Она воссоздает реальные и воображаемые предметы и образы, содействуя целям умственного, нравственного и эстетического, физического воспитания, помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает к целенаправленной, осмысленной деятельности и способствует развитию памяти, мышления, речи .

Игрушки могут быть вспомогательным материалом для воспитателя, показывающий детям связь между строением и функцией какого-либо предмета, некоторые особенности предметов (части, форму, размеры, цвет), представления о свойствах (прочность, мягкость, твердость).

Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря могут использоваться игрушки различных категорий (фигурки людей, жилища, средства передвижения, животные и птицы, овощи и фрукты, орудия труда и т.д.), что позволят развить у ребенка умение группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы.

Особое значение имеет дидактически оборудованная кукла (одежда, обувь, мебель, посуда, орудие труда), которая была предложена Е.И. Тихеевой. Данная кукла может служить как средство закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях [4].

Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки знаний и впечатлений, полученных из окружающего мира. На протяжении дошкольного детства у детей складывается различные виды игры, но особое место занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра, являясь сложным педагогическим явлением, представляет собой игровой метод и форму обучения, самостоятельную игровую деятельность, а также выступает средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дошкольникам предлагаются задания в игровой форме, тем самым дети одновременно играют и усваивают определенные знания, овладевают умениями и навыками действий с предметами, учатся взаимодействовать друг с другом.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал (таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками растений, животных и т.д.). Показателем эффективности игры является решение игровой и дидактической задачи.

Дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, играют огромную роль в обеспечении гармоничного и всестороннего развития личности дошкольников. Именно поэтому дидактическая игра является важнейшим средством формирования, укрепления и закрепления словаря младших дошкольников [1].

Организация дидактических игр представлена в трех направлениях: подготовка к проведению, проведение и анализ игры [5].

В процессе подготовки к проведению дидактической игры происходит:

  •  отбор игры, соответствующей задачам воспитания и обучения, возрастным требованиям детей;
  •  определение удобного времени для проведения игры (в процессе занятий или в свободное от занятий время);
  • выбор места, в котором можно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих;
  • подготовка дидактического материала;
  • изучение и осмысление воспитателем хода игры, своего места в ней, методов руководства игрой;
  • обогащение детей знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, необходимыми для решения поставленной задачи.

Процесс проведения дидактической игры включает:

  • знакомство детей с содержанием игры, дидактическим материалом;
  • объяснение детям хода и правил игры (воспитатель обращает внимание на четкое выполнение правил);
  • показ игровых действий;
  • определение роли воспитателя (его участие в качестве играющего, советника, арбитра и т.д.);
  • подведение итогов. По окончании игры необходимо обсудить с детьми, что они узнали нового, что им понравилось. Обсуждение результатов поможет детям закрепить знания и навыки, полученные ранее.

В процессе анализа дидактической игры происходит:

  • оценка методов и приемов при подготовке к проведению игры;
  • оценка методов и приемов при проведении игры.

Анализ помогает совершенствовать подготовку, процесс игры и избежать ошибок в дальнейшем. Также он позволяет выявить индивидуальные особенности детей, правильно наметить индивидуальную работу.

Необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды для развития речи в процессе ознакомления с окружающим миром. Данная среда включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, создание эколого-развивающей среды в самом здании и на территории детского сада.

Работа по формированию словаря начинается с занятий по первичному ознакомлению с предметами. Сюда может входить демонстрация предметов или их изображений, действия с ними, а также игры («Напоим мишку чаем», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.). Неожиданное появление и исчезновение предмета, действия с ним являются наиболее эффективными методическими приемами. Название предмета или действия следует говорить ребенку только тогда, когда его внимание полностью сосредоточено на нем. При этом название многократно повторяется в течение занятия [1].

Углубление знаний о предмете происходит в процессе познания слов, обозначающих части и детали предмета, с которым ребенок взаимодействует (у чайника есть ручка, крышка, носик).

Закрепление слова осуществляется на занятиях, где дети по указанию воспитателя выбирают один предмет среди других, называют их свойства, качества, разнообразно действует с ними.

Таким образом, знакомство детей младшего дошкольного возраста с предметным миром является одним из условий всестороннего развития детей. Дети, накапливая представления об окружающей действительности, развивают свой словарный запас. В различных видах деятельности дети знакомятся с названиями предметов и явлений, их свойствами, качествами и признаками, действиями. Поэтому важно, чтобы знакомство с предметным миром было организованным и качественным.

 

Список использованных источников

  1. Абдурафиева А. Н. Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр / А. Н. Абдурафиева // Молодой ученый, 2017. — № 21 (155). — С. 394-397.
  2. Добронравова О.В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром / О.В. Добронравова, Х.Н. Галимова, А.В. Паньков // Балтийский гуманитарный журнал, 2016. — № 4(17). — С. 271-273.
  3. Зотова И.В. Особенности развития словаря дошкольников / И.В. Зотова,  Л.Р. Куртлуша // Наука, техника и образование, 2017. — № 8 (38). — С. 77-80.
  4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 161 с.
  5. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх / О.Ю. Филимонова. — СПб.: Детство-Пресс, 2017. 332 с.
Опубликовано: 09.02.2025