Презентация педагогического опыта работы по теме: «Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках биологии»
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Волкова Людмила Михайловна
Организация: ГБОУ ЛНР «Леснополянская ООШ»
Населенный пункт: ЛНР, с. Лесная Поляна
Проблема над которой работаю: "Активизация учебной деятельности путем использования интерактивных форм и методов обучения"
Актуальность проблемы: Главная задача обучения состоит в том, чтобы не просто сообщить учащимся определенный объем готовых знаний, научить их приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска.
Интерактивное обучение – это форма познавательной деятельности, которая создает комфортные условия для обучения ученика. Ученик чувствует свою необходимость, развивает свои способности и таланты, обретает уверенность, может раскрыть свои способности и продемонстрировать знания по предмету, производит навыки совместной работы в группе, коллективе, формирует коммуникативные компетентности.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при постоянном, активном взаимодействии всех учащихся. Это соучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве). Использование интерактивных технологий не самоцель в моей работе. Не на всех уроках я использую такие формы деятельности. Для меня самое главное, чтобы с помощью интерактивного, в сочетании с традиционным обучением, была создана такая атмосфера в классе, которая способствовала бы сотрудничеству, пониманию и доброжелательности и повышала интерес учащихся к предмету, усиливала в них стремление приобретать знания самостоятельно, используя учителя как консультанта и организатора всего процесса.
Главной целью в современной школе является развитие и саморазвитие личности школьников путем овладения знаниями и видами деятельности, формирование соответствующих умений и навыков, способствующих качеству обучения. Проблема повышения качества знаний учащихся беспокоит каждого педагога.
Всем известно, что каждый ученик по-разному овладевает знаниями и умениями. Понимание этого приводит учителя к процессу переосмысления его деятельности.
Существует множество новых форм и методов обучения. На своих уроках я стараюсь соединить традиционные и инновационные методы обучения. При этом учитываю основные дидактические принципы: научность, целостность, последовательность, наглядность, принцип полноценного образования и основные признаки личностно-ориентированного обучения
Ведущую роль среди активных методов обучения играют игры. Игровые технологии развивают интерес к предмету, логическому мышлению и творческому подходу к изучению материала.
Очень эффективные игры «Верю – не верю», «Да – нет».
Во время мотивации учебной деятельности провожу разминки, решаются логические задачи и использую ассоциативные игры: Дешифровальщик, Картинная галерея, Ассоциации.
Для активизации опорных знаний использую следующие интерактивные формы: «Микрофон», «Мозговой штурм», «Кто быстрее». Динамизируют учебный процесс интеллектуальные эстафеты, экспресс-опрос, тестовые задания.
На этапе усвоения учебного материала эффективно использование элементов проблемного обучения, технологии развития критического мышления: упражнения «Обучая - учусь», работа в малых группах, в парах, метод «ПРЕСС».
На этапе закрепления знаний использую дидактическую игру «Внимательный биолог», игру-конкурс «Кто ловче?». Для обобщения знаний целесообразны игры «Биологическое домино», «Дорожка», «Кто быстрее?».
При повторении изученного материала использую игры-соревнования: «Гонки», «Составь формулы», «Биологический хоккей».
Этап рефлексии способствует выработке у учащихся навыков самоанализа и является итогом совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Здесь я считаю целесообразным применить упражнения "Микрофон", "Незаконченное предложение", работу с сигнальными карточками.
Групповые формы работы внедряю как отдельный элемент урока, например во время проведения обобщающих уроков. При работе в парах учащиеся могут проверить знания друг друга, провести и проанализировать эксперимент. На такую работу даю также определенное время, после которого каждая пара представляет результаты своей работы, учащиеся обмениваются своими идеями со всем классом.
Учащимся нравится такая технология, как "друг против друга", когда каждая пара готовит задачу для другой пары. Такая технология может быть использована во всех классах. Для решения проблемных вопросов можно использовать «Круг идей» – метод, при котором все группы получают одну задачу, которая включает в себя несколько вопросов. После выполнения задания каждая группа поочередно освещает только один аспект проблемы. Это позволяет каждой группе высказать свое мнение, рассказать о результатах своей работы, поделиться информацией. Учитывая интересы и способности учащихся, использую проектную деятельность. Обобщающие уроки провожу в форме путешествия, «Путешествие в страну Флоры и Фауны», «уроки – пресс-конференции», «уроки-исследования».
Образовательные и воспитательные возможности предмета Биология реализуются также во время проведения внеклассных мероприятий, биологических праздников, соревнований, написания научно-исследовательских работ.
Сегодня мои учащиеся умеют работать в группах, парах, отстаивать свою позицию, делать выводы, обобщать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно развивать собственный интеллект.
Следовательно, четкость и глубина рассмотрения учебного материала становится привычкой для учащихся, помогает им получить крепкие знания. А радость успеха формирует у наших учеников познавательные возможности и желание расширять и углублять свои учебные достижения. Процесс обучения не автоматическое вложение учебного материала в голову ученика. Он нуждается в напряженной умственной работе ребенка и его собственном активном участии в этом процессе. Объяснения и демонстрации, сами по себе, никогда не дадут подлинных, стойких знаний.
Считаю, что этого можно добиться только посредством интерактивного обучения.
Свою деятельность направляю на создание системы благоприятно-стимулирующих условий для развития личности школьников на уроках, во внеклассной работе, самообразовании учащихся.
Уверена, что интерактивные методы, приведенные выше, способствуют повышению эффективности учебного процесса, улучшению интеллектуального развития учащихся, овладению ими навыков саморазвития личности.