Технология педагогической мастерской на уроках башкирского языка

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Мустафина Айгуль Нагимовна

Организация: МОБУ СОШ №1

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Бураево

  Материально-техническое оснащение. Занятие мастерской проводится в компьютерном классе, оснащенной учебными местами, интерактивной доской, компьютерами подключенными в интернет, мультимедийным проектором и  маркерной доской. Аудитория делится на 3-5 подгрупп (в зависимости от общего количества участников). Соответственно этому предварительно расставляется мебель для возможности отдельной работы каждой подгруппы. Учитель-мастер заранее готовит раздаточные материалы.

 

Ход урока

  1. Вступительная часть.

     Учитель: Приглашаю вас принять участие в моей педагогической мастерской по теме «Умеем ли мы пользоваться словарями?» Сегодня мы проведем необычный урок. Урок в форме педагогической мастерской, т.е  на уроке мы будем мастерить, что-то создавать для восхождения каждого из вас к новому знанию и новому опыту путем самостоятельной  или коллективной работы. Главные условия работы в мастерской: Все равны. Каждый имеет право на ошибку. Никто никого не оценивает.

     Технология  педагогических  мастерских предполагает последовательную реализацию семи последовательных этапов.    

    1 этап. Индукция («наведение»).

    Учитель: Для создание эмоционального настроя, мотивирующего вас к творческой  и исследовательской деятельности, я воспользуюсь так называ-емым приемом,  как «Индуктор».

      Учитель: Сегодня на уроке мы будем повышать уровень работы со словарями через формирование умений работы с текстом. Задаю проблемный вопрос: «Умеем ли мы работать со словарями?». Чтобы «натолкнуть» вас к размышлению над этим вопросом я использую прием индуктора - «цветные квадратики».

       «Индуктор -1».  На столах у вас имеются бумажные квадратики и цветные карандаши (фломастеры). Следует вам закрашивать квадратики карандашами. Как вы понимаете понятие «Словарь (һүҙлек)» и каким цветом это понятие у вас ассоцируется. Обучающиеся закрашивают квадратики и объясняют почему выбрали тот или другой цвет. Например: « Я закрасил в желтый цвет, т.к. я мало пользуюсь  словарями. Желтый это предупреждающий цвет».

    «Индуктор -2».  Напишите слова и выражения - смысловые ассоциации, возникающие в вашем воображении, когда вы слышите слово “словарь”. Сначала слова пишет каждый обучающийся, затем они прочитываются вслух.

      2 - этап «Самоконструкция» - предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, постановка вопросов, формулировка целей урока, оценки ситуации,  объяснения фактов и т.п. Этап самоконструкции состоит из двух подэтапов. 1. Деконструкция –неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом. 2. Реконтрукция –это создание микрогруппами или индивидуально своего текста, решения. Учитель дает задания группам по изучению конкретного вида словаря.

    Деятельность учителя: Демонстрация учителем своего опыта по использованию  онлайн-словарей выводит обучающихся на определение темы занятия:

1.Что вы увидели и о чём узнали из демонстрации по интерактивной доске?

2. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке-мастерской?

Информационный блок.

       1. Электронный контент «Словари». Демонстрация учителем урока-мастерской размещенных на своем персональном сайте  http://aimustafina.ucoz.ru   электронного контента «Словари».  На сайте имеются ссылки к 10 электронным словарям. Доступы к интернет-ресурсам:

1. История башкирского алфавита: http://aimustafina.ucoz.ru/index/istorija_bashkirskogo_alfavita/0-106 

2. Башкирский академический словарь: http://aimustafina.ucoz.ru/akad.pdf 

3. Русско-башкирский академический словарь:  http://mfbl2.ru/mfbl/rusbash 

4. Башкирско-русский словарь: http://mfbl2.ru/mfbl/bashrus 

5. Башкирский мифологический словарь: http://aimustafina.ucoz.ru/Efimova_E_S_Bashkirskiy_mifologicheskiy_slovar.pdf 

6. Башкирский топонимический словарь: https://kitaptar.bashkort.org/storage/books/iVH0prU9PG1vCkam1CLGHljaQSY0QnUJVyc7ck9E.pdf 

7. Башкирский словарь синонимов: https://kitaptar.bashkort.org/storage/books/VspaFerwfyRTmL7Z050wUUQX7I2DeTZmhG7hZR4Q.pdf 

8. Русско-башкирский разговорник: https://travelguidance.ru/russko_bashkirskiy_razgovornik 

9. Словарь башкирских имен: http://aimustafina.ucoz.ru/slimen.pdf 

10. Русско-башкирский онлайн словарь и переводчик: https://ufa-all.ru/

  2.  Знаменательные даты:

• Первый печатный словарь в Руси «Лексис». Лаврентий Зизания 1596 год.

• Первая азбука и букварь в Руси.

• 1944 г. Утвержден новый алфавита русского языка.

• 23 ноября 1939 года утвержден новый алфавит башкирского языка.

• 22 ноября – «День словаря русского языка и энциклопедий»

• 6 июня -  «День русского языка»

• 14 декабря – «День башкирского языка»

• 24 мая - «День славянской письменности и культуры».

     Деятельность обучающихся мастерской: Внимательно слушают выступление учителя мастерской. Участвуют в беседе, высказывают своё мнение.  По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всего урока-мастерской, так как именно он должен мотивировать обучающихся на активную деятельность. Все последующие действия учителя-мастера будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме использования различных словарей и создание условий для ее творческого разрешения.

     3- этап. Социоконструкция. Обучающиеся работают в парах по заданию учителя. Поменяйться тетрадями и смотрят, что получилось. Подумайте вместе над заданием «Мин хатаһыҙ яҙам".

   Задание для 1 группы.

    (В, у)аҡыт, кла(с, сс)та, декабр(ҙә, ҙа, ьҙә, ьҙа), слесар(ьҙә, ьҙа, ҙә, ҙа), Кузба(с, сс)тан, томбо(йо, ё)ҡ, төҙөлөш(тең, төң),

Задание для 2 группы.

     Бе(е,йе)ү, (ё, йо)рт, (йү, ю)рмә, (ю,йу)лсы, ал(ь,ъ)япҡыс, һүҙ(ъ,ь)яһалыш, ҡа(я, йа)у .

   Задание для 3 группы.

    Те(е,йе)н, (ё, йо)мғаҡ, (йү, ю)гән, (ю,йу)лдаш, мең(ь,ъ)япраҡ, ҡул(ъ,ь)яҙма, та(я, йа)ҡ.

   Задание для 4 группы.

      Гөл(е,йе)меш, (ё, йо)мран, (йү, ю)герә, (ю,йу)лбарыҫ, көн(ь,ъ)яҡ, Аҡ(ъ,ь)яр, та(я, йа)ныс

     4- этап. Социализация. На данном этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах и соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Всё, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны.

    Деятельность автора мастерской: Организует работу в группах: предлагает участникам  поделиться  промежуточными и окончательными  результатами труда чтобы дать самооценку и провести самокоррекцию. Давайте попробуем полистать ваш словарный запас. Я предлагаю вам слова, а вы записываете ассоциации к ним (работа в группах).  1 гр. «Алфавит» .    2 гр. «Книга». 3 гр. «Письменность» (сколько групп, столько предлагаю «слов»). Например: Со словом «словарь» ассоциируются слова «слова»,   «книга»   «перевод».   Сначала ребята работают самостоятельно в группах, потом общаются в группе, затем выступают от группы.

     Деятельность участников мастерской: Участники  знакомятся с другими работами, рассказывают о своей. Идет свободное общение отношение к увиденному.

     Интересные факты. Каким должен быть примерно словарный запас челове-ка? Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 - 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А. С. Пушкина - 21 тыс.

      5 этап. Афиширование. Одним из наглядных этапов мастерской является – афиширование, представление работ участников. Учитель организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

       Задание 1. Из заданных слов надо группировать  «диалектные, заимствованные, профессиональные и устаревшие слова». Работа в группах. I группа находит слова диалектные, II группа – заимствованные, III – профессиональные, IV – устаревшие. Даны слова:  хәлфә. ағас еләге, бирсәткә,  ҡотоҡ, ҡапсыҡ,  карауат, өҫтәл, нота, гамма, скальпель,  сабата, дисәтинә.

Возможные ответ обучающихся:

I. Диалектные слова: ағас еләге,  ҡотоҡ, ҡапсыҡ.

II. Заимствованные слова: бирсәткә, карауат, өҫтәл.

III. Профессиональные слова: нота, гамма, скальпель.

IV. Устаревшие слова: сабата, дисәтинә, хәлфә.

      Эмоциональная разрядка (физкультминутка). Демонстрация возможнос-тей онлайн тренажеров по запоминанию  слов, цифр, фраз. Тренажер MemoryMan - это интерактивная площадка, созданная для развития памяти и популяризации мнемотехники.  Обучающиеся выполняют тренировочные упражнения по запоминанию слов. Если тренинг регулярно применять в течении нескольких месяцев, чётко фиксируются следующие его достоинства: повышается орфографическая грамотность; совершенствуется речевая память; увеличивается скорость письма. Доступ к  интернет-ресурсу : http://memoryman.ru/words.php

      6-этап. Разрыв. Учитель организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия Индивидуальная работа обучающихся по угадыванию словаря (выполняют  на отдельном листе). Учитель демонстрирует на интерактивной доске информационный материал задания «Угадай словарь». Суть  данного этапа, предполагает возникновение у обучающихся своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями.

    Задание 1. Сегодня  некоторые  Словари тоже пожаловали к нам в гости. А вот какие, вы должны отгадать. Күҙе маңлайына менде, һау ере ҡалмаған , тере ҡулһыҙ ҡалыу , телеңде йоторлоҡ . (ответ: фразеологический словарь).

    Задание 2. Иртән мәктәп ашханаһында беҙгә төрлө меню тәҡдим иттеләр: биточкалар, тефтели, фрикадельки, винегрет, сәй һәм какао. Әммә мин бутерброд, сарделькаларын ғына ашаным, помидор салаты һәм шәкәр менән бер сынаяҡ кофе эстем.

        В школьной столовой на завтрак нам предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет,  чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, и выпил чашку кофе с сахаром. (ответ: словарь иностранных слов).

   Задание 3. ЙОМШАҠ ХОЛОҠЛО (Р.: слабохарактерный)

1. Ихтыяр көсө булмаған. Слабохарактерный, мягкотелый. Йомшаҡ холоҡло кеше. Йомшаҡ холоҡло, ихтыярһыҙ, ялҡау ир-егеттәр.

2. Һәйбәт, изге күңелле. (ответ: академический словарь).

     Загадка 4. Аҡ ҡарт. Домовой; досл. белый старик. (ответ: мифологический словарь).

      7-этап. Рефлексия. Заключительным и обязательным этапом работы мастерской является рефлексия – обратная связь, где участниками группы вербально отражаются чувства, ощущения, возникшие у них в ходе работы в мастерской, используя слова: «открыл, почувствовал, создал, задумался».

       А сейчас давайте вместе составим на доске книгу добрых мыслей. Я вам раздам листочки, и вы на них напишите свое высказывание о Словаре – для чего нужен словарь. Кто написал, подходит к доске и прикалывает свой листочек.

Молодцы, ребята!

Спасибо за урок, за доставленное удовольствие.

Впереди у нас много встреч с новыми чудесами.

Опубликовано: 29.12.2022