Роль ансамблевого музицирования в формате «Учитель-ученик» на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Яковлева Ирина Михайловна

Организация: МБУДО ДМШ №3

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Ансамблевое музицирование в формате «Учитель-ученик» – это разновидность исполнительской деятельности, к которой в настоящее время возрастает интерес и ширится популярность, и форма обучения музыке, которая считается одной из самых эффективных для введения юных музыкантов в мир музыки.

Какую роль играет ансамблевое музицирование в формате «Учитель-ученик» на начальном этапе обучения игре на фортепиано? Какие методы использует учитель при совместной игре с учеником? Каковы особенности такой формы обучения?

Начальный этап является фундаментом обучения игре на фортепиано. От того, как он будет организован, какой деятельностью будет насыщено каждое занятие, зависит успех всего дальнейшего пианистического развития ученика. С первых уроков ребенок должен быть включен в процесс исполнения музыки и, несмотря на неизбежные трудности, вызванные отсутствием опыта и необходимых навыков, получать удовольствие уже от первых прикосновений к инструменту.

Помочь в этом может ансамблевое музицирование ученика и педагога. Привлекательность такой формы работы на первых уроках в классе фортепиано очевидна: эмоционально окрашенная совместная игра вдохновляет и раскрепощает ученика внутренне и физически, компенсирует недостаток выразительных средств самого ребенка, а достигаемый результат оказывается наиболее впечатляющим и дает толчок, мотивацию юному пианисту для дальнейшего обучения.

Педагогическая ценность ансамблевого музицирования в формате «Учитель-ученик» достаточно значима. Полученные в ходе такого музицирования знания, умения и навыки, оказывают благотворное влияние на дальнейший образовательный процесс учащихся.

Игра в дуэте с учителей способствует развитию всех видов музыкального слуха начинающего пианиста.

На первых порах ученик играет в основном одноголосные мелодии. Поэтому развитие его гармонический слух как правило отстает от мелодического. Ведущие методисты настаивают на исполнение учеником с первых же уроков многоголосной музыки совместно с педагогом. Гармоническое сопровождение к различным мелодиям считают наиболее «сильнодействующим средством» развития гармонического слуха, его используют как специальный слуховоспитательный прием. В итоге ребёнок будет воспринимать полностью всю звуковую вертикаль. Таким образом развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. Л.А. Баренбойм по этому поводу писал: «В интересах развития гармонического слуха музыканта необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали».

Кроме того, ансамблевое музицирование помогает развитию тембрового слуха: при совместной игре с педагогом у детей развивается умение слышать внутренним слухом тембры разных голосов, регистров фортепиано.

Игра в ансамбле обогащает музыкальное представление ученика ярким ладотональным звучаниями разных жанровых зарисовок. Исполняя одноголосные пьесы под аккомпанементом педагога, юные музыканты начинают различать мажорные и минорные интонации миниатюр, слышать моменты веселого звучания мажорного лада и грустить, исполняя фразы и мотивы в миноре.

На начальном этапе обучения пианиста игра в формате «Учитель-ученик» способствует развитию пианистических навыков. Взять, например, игру разными штрихами (легато, стаккато, нон легато). Контраст звучания разных штрихов становится более подчеркнут соответствующим сопровождением педагога. Ученик это слышит, воспринимает визуально, и исполняет более точно нужный в данный момент штрих.

Музицирование с педагогом способствует развитию навыка ритмической определенности внутри каждого такта, помогает услышать ритмический пульс всей пьесы и удерживает ее в едином темпе. Педагог выступает в роли «скрытого дирижера», «жест» и игра которого способствуют развитию ритмической устойчивости ученика.

Отмечая технологические моменты работы над ансамблем, Л.А. Лябзина пишет: «Играя вместе с педагогом, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение».

Благодаря совместному музицированию, успешно развивается умение строить динамический план отдельной пьесы, пусть пока и маленькой по объему. Играя в ансамбле, педагог имеет возможность выразительно вести динамическую линию пьесы, выстраивая фразы, отмечая тональные кадансы и разрешения. Посредством этого слуховой контроль ученика возрастает, и он с легкостью воспроизводит динамические градации мелодии, повторяя их за педагогом.

Использование музицирования в формате «Учитель-ученик» эффективно сказывается на развитие очень нужного и полезного навыка – умение грамотно и быстро читать нотный текст с листа. Для такого вида деятельности педагог подбирает пьесы, где партия ученика, как правило, одноголосная. Тем не менее, даже играя всего на одной клавише половинными или четвертными длительностями, ребенок уже знакомится (на слух) с жанровыми особенностями произведений, мажором и минором, осваивает метроритм, нотную грамоту, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения.

Ансамблевая игра с педагогом знакомит юного пианиста с навыком аккомпанемента. В этом случае педагог играет мелодическую составляющую произведения в ярком фактурном варианте, а ученик аккомпанирует педагогу иногда всего лишь одним – двумя звуками. Партия ученика в этом случае очень простая, в основном состоящая из четвертых и восьмых длительностей. Ребенок может сыграть ее двумя пальцами. Подобное музицирование крайне заинтересовывает детей, так как они сразу же чувствуют себя участниками полноценной игры на инструменте буквально с первых уроков.

Г.Г. Нейгауз писал: «В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними обоими, но и, что ещё более важно, гармоническое воздействие между учеником и композитором при посредстве педагога». Этот важный навык – передача замысла, художественного образа, задуманного композитором в произведении, раскрытие стиля композитора, знакомство с творчеством композитора естественно развивается посредством совместной игры учителя и ученика.

Игра в ансамбле с педагогом положительно влияет на развитие навыка публичных выступлений. Ребенок, выходя с педагогом на сцену, чувствует его поддержку и возможность оказания помощи, если что-то пойдет не так как надо. Естественное волнение ребенка уменьшается, он начинает чувствовать себя за инструментом уютно, ему все удается и от выступления он испытывает радость. После успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Ансамблевое музицирование в формате «Учитель-ученик» помогает в развитии музыкального интеллекта детей. Это возможно благодаря знакомству с более сложным музыкальным репертуаром, постоянной смене новых впечатлений, «открытий», интенсивного притока богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

Развивающий эффект ансамблевого музицирования дополняется воспитательным. Игра в ансамбле с педагогом способствует развитию таких качеств, как внимательность, целеустремленность, дисциплинированность, ответственность и коллективизм.

В зависимости от выдвигаемых целей и задач урока, заниматься ансамблевым музицированием с учеником можно: в начале урока – для освоения нового материала, в конце урока – для закрепления пройденного, а также включить совместное чтение с листа в ансамбле с педагогом в середине урока – для переключения внимания, отдыха от работы над основным репертуаром.

Ансамблевое музицирование с педагогом на начальном этапе обучения пианиста способствует его развитию только в том случае, если оно осуществляется регулярно, на каждом уроке, и рассматривается как форма совместно-раздельного обучения, при которой сложные и пока недоступные ребенку музыкально-исполнительские функции берет на себя педагог.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: благодаря музицированию в формате «Учитель-ученик» на начальном этапе обучения пианиста происходит развитие всех музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства ритма, музыкального восприятия, памяти, мышления; обучение пианистическим знаниям, умениям и навыкам; воспитание умения слушать партнера, вести музыкальный диалог человека с человеком, понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать; образовывает юных пианистов, расширяет их кругозор.

Совместное музицирование педагога и учащегося на начальном периоде обучения вызывает у воспитанников неподдельный интерес и является мощным мотивирующим стимулом в освоении искусства игры на фортепиано.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баренбойм Л. А. Путь к музыке. / Л. А. Баренбойм, Н. Н. Перунова. - Л.:

Советский композитор, 1989. - 168 с.

  1. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - 6-е изд., испр. доп. - М.: Музыка, 1987. – 240 с.

3. Лябзина Л. А. Работа над различными видами ансамбля как одна из форм развития музыкальных способностей и интенсивного обучения пианиста. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. А. Лябзина - Абинск: Абинская Детская музыкальная школа, 2014. - 6 с. - Режим доступа: http://www.nsportal.ru, 2014/11/16.

Опубликовано: 04.10.2022