Рекомендации, советы и психологический настрой ученика перед выходом на сцену

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Газизова Марина Андреевна

Организация: МБУДО ДМШ №3

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Публичное выступление – это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы музыканта над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта.

Уже в период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность. Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под сильнейшим контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

Данная тема всегда представляла для меня интерес. К написанию этой работы меня побудили как собственный опыт выступления на сцене, так и успешные и неудачные выступления моих учеников (говоря о публичном выступлении я имею ввиду не только выступления на концертах и конкурсах, но и выступления на зачетах). Анализ ошибок исполнения заставил меня обратить особое внимание на психологическую сторону подготовки к выступлению на сцене.

Исполнительство – чрезвычайно тонкий и сложный процесс, который напрямую зависит от физического и морального состояния находящегося на сцене, как в момент непосредственно самого выступления, так и задолго до него. По своим характеристикам публичное выступление учеников относят к стрессовым ситуациям. Главным стрессом для них является зрительский зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому возникают трудности психологического порядка. Зачастую публичное выступление становится настоящим испытанием «на прочность» даже у концертирующих исполнителей, не говоря уже об учащихся ДМШ. Поэтому подготовка ученика к сцене должна вестись уже на начальном этапе обучения. В детском возрасте психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций. Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические способности. И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова. ( При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения ритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединение в целое произведение с единым художественным замыслом.) Многие музыканты, педагоги указывали на прямую зависимость успешности выступления артиста от уровня подготовки. Н.А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение «тем больше, чем хуже выучено сочинение»

Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога на ученика. Существует психологический момент - стараться не акцентировать внимание на технических проблемах ученика, чтобы не сформировать в нем комплекс, так как со временем, в процессе выучки произведения, таковые будут исчезать. И у ученика будет формироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта-исполнителя.

Как же можно помочь ученику преодолеть сценическое волнение? На раннем этапе, в музыкальных школах, можно приучать ученика играть в присутствии других учащихся. Также полезно исполнить программу родным, знакомым. Такие проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе игры. Как говорил великий пианист Генрих Нейгауз: «Перед тем, как сочинение увидит свет «свет рампы», я его буду непременно много раз исполнять у себя дома, в одиночестве так, как будто я его играю перед слушателями. (Правда, я не задаюсь этой целью, но так как увлекаюсь сочинением, то и «исполняю» его – для себя и для других, хотя и не присутствующих.)». Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского «трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое – приятным».

Весьма желательны пробные звукозаписи своего исполнения – пусть даже самые любительские несовершенные. Именно в процессе такой проверки, можно выявить свои недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки. Все это является тренировкой нервных процессов, в результате которой вырабатывается сопротивляемость к посторонним внешним раздражителям.

Так же стоит отметить, что улучшение качества исполнения пьесы на концерте, конкурсе, снижение уровня тревожности возможно лишь в едином комплексе: Ученик – родитель – педагог. Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к ребенку также способствует личной тревожности.

Большинство психологов и педагогов – практиков сходятся в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет и проявляется в разных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страхов, панического состояния, может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. В других случаях напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства.

Как же помочь ученику преодолеть сценическое волнение и сделать публичные выступления для него психологически комфортными?

Все мы знаем, что чаще всего волнение навевается мыслями типа: «Что обо мне скажут?» « Каковы будут оценки моей игры?» и т.п. Ученик, образно говоря, «накручивает» себя. Надо прямо сказать, что забота юного пианиста о своей репутации вполне закономерна и естественна. В то же время преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет положение ученика. Он думает о том, как его оценят, что подумают. В голове начинает прокручиваться сценарий провала. Все это может привести к осуществлению подобных установок.

Справиться с волнением может помочь практика аутотренинга. Данный метод был придуман и разработан аптекарем по профессии Эмилем Куэ. В процессе долгой работы с пациентами он сделал вывод, что сила воображения существенно влияет на результативность лечения. В результате им была создана психотерапевтическая система помощи «школа самообладания путем сознательного самовнушения». Этот простой метод применяется в психотерапии и сегодня.

Описание сеанса самовнушения: Найдите место и время, где вас никто не побеспокоит. Примите удобную позу лежа или сидя. Закройте глаза, расслабьтесь. Повторите про себя утверждение около 20 раз. Текст утверждения может быть примерно следующим: «Все хорошо, я спокоен. Я верю в свой талант. Я разрешаю себе полную свободу самовыражения. У меня все получится». Наиболее эффективный результат воздействия данного метода возможно достичь, практикуя его в переходных фазах – от бодрствования ко сну и наоборот. Метод аутотренинга очень схож с практикой аффирмаций. Аффирмация (от лат. affirmatio — утверждение, подтверждение) — утвердительное (положительное) суждение. В популярной психологии аффирмация — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой)

Но аутотренинг превосходит аффирмации по глубине воздействия на подсознание. Лучшего эффекта можно достичь, применяя эти два метода в комплексе. Аутотренинг будет способствовать глубокому внутреннему убеждению в нужной установке, аффирмации же помогут этой новой установке укрепиться. Проговаривать аффирмации можно в любое время и в любом месте, самое главное – это частота и постоянство. Просто убеждать себя, что «я уверенно играю на сцене», будет недостаточно, необходимо применять этот метод и с другими компонентами подготовки к выступлению на сцене.

Важные правила: при создании нужного утверждения необходимо следить за тем, чтобы формулировка была создана без наличия в ней частицы «не». Подсознание не улавливает ее, внимание стирает ее из фразы. Пример: «Я не волнуюсь. Я не боюсь». Подсознание слышит: «Я волнуюсь. Я боюсь». Слово «буду», «будет» и другие интерпретации чего-то, что произойдет в будущем, также могут снизить эффективность метода самовнушения. Пример: «Я буду хорошо играть. Я буду уверенно держаться на сцене». Подсознание рассматривает, что это произойдет когда-то в неопределенном будущем. Лучше сформулировать так: «Я хорошо играю, качество моего исполнения улучшается с каждым днем. Я уверенно держусь на сцене и чувствую себя при этом комфортно. Я все могу». Не нужно создавать излишне нагроможденные конструкции утверждений, подсознание лучше усваивает лаконично сформулированные мысли.

Многие ученики волнуются, исполняя произведения публично потому, что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене, не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. И, тем не менее, произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%. Само ощущение «чистой совести» исполнителя принесет ему уверенности в себе. Если процесс запоминания был выстроен правильно, и в запоминании участвовали и слуховой, и зрительный, и моторный, и логический компоненты памяти, момент забывания не станет катастрофой. Есть несколько способов выучивания пьес наизусть, применяя которые, можно достичь более прочного и осмысленного запоминания. Учить надо начинать как можно раньше, с заучивания отдельных кусков, предварительно, анализируя, выявив более неудобные технически и гармонически эпизоды. Обычно пьесу учат наизусть на инструменте по нотам и без нот. Полезно также учить по нотам без инструмента. Некоторые педагоги и исполнители советуют учить без нот и без инструмента, например, во время прогулки, продумывая сочинение.

Многие музыканты используют методику запоминания текста, предложенную польским пианистом И. Гофманом. Эта методика заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» сочинения сначала по нотам, затем и не глядя в них. Пальцы нажимают воображаемые клавиши, мышцы рук и корпуса совершают движения, необходимые для исполнительского процесса, но музыка звучит лишь в звуковых представлениях ученика-исполнителя. Если музыканту удается таким способом проиграть все свое произведение он, как правило, уже не боится забыть текст.

Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты отмечают, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Вообще, бывают ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд, на сцене настраивается и играет значительно лучше, чем вы ожидали. Это зависит от типа нервной системы и характера человека. Мы знаем, что существует 4 типа нервной системы : меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик. Зная их, педагог так же может помочь ученику справиться с волнением. Так, например, в экстремальных условиях несдержанность холерика усилится. Он увлеченно играет, если пьеса нравится, и может сыграть даже лучше, чем на репетиции.

Сангвиники быстро увлекаются, но рано остывают, играют ярко, хвастливо, но не склонны к глубине. Не обижаются на критику, но быстро забывают ее. Недорабатывают текст.

Флегматик –трудоголик. Уравновешен, настойчив, трудолюбив. Но мало эмоционален. Замечания принимает деловито, не спорит.

Меланхолик – малоработоспособен, быстро утомляется, замечания принимает болезненно, эмоционален. Ему, пожалуй, больше всех нужна психологическая подготовка. Неудачи переживает долго.

 

Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией т.е. терапией при помощи образа.

Выявление потенциальных ошибок. Даже когда программа выступления кажется, идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:

1. Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким туше с установкой на безошибочную игру сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.

2.Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Например включить радио на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Если при постороннем шуме исполнитель может без труда играть свою программу, то его сосредоточенности можно позавидовать, и на эстраде с ним вряд ли смогут приключиться неприятные неожиданности.

Также в момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но ученик при этом должен суметь не ошибиться.

3. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать игру в полную силу с максимальным подъемом.

4. Выполнить несколько прыжков или приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на сцену. Преодолеть его поможет данное упражнение. Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

Концентрирование внимания

Оно складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Исполнение произведения есть цепь автоматизированных движений, которые в психологии называются навыками и вырабатываются в процессе сознательной деятельности. Л. Баренбойм: «Чувство ответственности заставляет пианиста..., помимо их воли, подвергать проверке перед выступлением и на самой эстраде те стороны исполнительского процесса, которые отлично протекали и без специальной направленности на них внимания. Автоматически налаженные процессы этим дезорганизуется, и он забывает, что надо дальше играть». Как этого избежать? Станиславский считает: «... единственно возможным может быть только полное – без малейшего отвлечения – сосредоточение внимания на самом произведении искусства; непрерывная и неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа. Предельная сосредоточенность такого рода «выманит» увлеченность, творческое самочувствие и поможет сохранить самообладание на эстраде». Эстрадные выступления требуют большой исполнительской воли и выдержки, так как музыкант энергетически выкладывается. Надо уметь мобилизовать всю свою энергию и вместе с тем умело ее расходовать. Для их «тренировки» полезно проигрывать всю программу целиком несколько раз подряд, при этом стараясь сохранить внимание, сосредоточенность и контроль за энергетическими затратами. Чего мы больше всего боимся, выходя на сцену? Конечно мы боимся ошибок, остановиться, забыть. Чтобы не ошибиться, не остановиться и не забыть, нужно работать над повышением концентрации внимания. Способность самососредоточения как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением можно и нужно развивать в процессе предконцертной или предконкурсной подготовки учащегося

 

Перспективное мышление

Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Важно научиться не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Главное – сохранить течение музыки. На сцене может случиться так, что в какой-то момент исполнитель запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Эти моменты – серьезный экзамен для психики и нервов солиста. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу. Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление. Вообще надо говорить ученику, что аудитория – это друг и помощник, которая пришла не усмотреть недостатки выступления, а слушать музыку. «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!» - висел плакат за кулисами Малого зала Петербургской консерватории. Но отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя. Профессор Н.В. Трулль замечает: «если человек не волнуется перед выходом на сцену, - он не артист, и на сцене ему делать нечего». Волнение – это непременное условие для того, чтобы ученик сконцентрировал все свои силы – физические и психические. Полезно говорить о волнении как обязательном спутнике хорошего выступления. Многие артисты говорят о том, что если перед концертом исполнитель не волновался, впоследствии оказывалось, что концерт был не из удачных. Благодаря таким беседам волнение приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место приходит осознание волнения как чувства нормального, естественного в данной ситуации и даже в чем-то полезного.

Надо приучать ученика реагировать на публику по-доброму, и это будет взаимно. В предконцертные дни не напрягать внимания, заниматься меньше. Если программа не готова - учить ее слишком поздно. Вообще, опытный педагог никогда не выпустит неподготовленного ученика на сцену, он хорошо знает, что это чревато плохими последствиями для юного музыканта. За 2 дня до концерта отвлечься от забот, волнений, посоветовать ученику сходить в кино, театр, почитать интересную книгу. Накануне концерта, поиграть все в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции; просмотреть играемое произведение по нотам; спать лечь пораньше и хорошо выспаться; много не заниматься, чтобы не было, по словам Г.Нейгауза «душевной изношенности» из-за переутомления.

 

Ну и конечно же, очень важен сам день концертного выступления: Важный элемент- разыгрывание- оно нужно для разминки мышц. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски.

Немаловажным фактором успешного выступления является - состояние рук. Для ледяных рук можно посоветовать ряд упражнений: 1) можно потереть ладони друг о друга 2) подтягивать 5-й палец как можно ближе к кисти, прикасаясь им к ладони, а затем гладящим движением провести его кончиком по ладони, до основания пальца, тоже делать по очереди и с другими. С собой на сцену можно взять чистый носовой платок!

За какое-то время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все замечания. Ученик должен верить, что он хорошо играет, и он будет играть хорошо.

После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления, поддержать ученика. Особенно, когда речь идет о подростках – их эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи.

Заключение

Воспитание артистических способностей, сценического самочувствия, способности владеть собой в момент концертных выступлений – это сложный и многогранный процесс развития творческой личности. Это овладение знанием психофизиологии человека, способами и методами психорегуляции; воспитание творческой увлечённости и творческого внимания, многих других умений и навыков, необходимых для плодотворной творческой деятельности. Существует множество способов и средств воздействия на исполнителя, хотя каждый в праве сам выбирать для себя наиболее подходящий в решении этой проблемы. У каждого исполнителя (пусть даже самого маленького) должна быть уверенность, что его деятельность очень нужна и важна, а программа и её интерпретация интересна слушателю. Значительными факторами в преодолении препятствий, как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели являются: настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность музыканта - исполнителя.

 

Советы педагога ученику перед выходом на сцену:

  1. Выходя на сцену - сделать несколько глубоких вдохов и выходов (сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие)
  2. Важно приспособиться к инструменту (Выступление можно загубить высоким или низким стулом, неправильной посадкой и т.п.)
  3. Важно освещение (затемненная клавиатура раздражает, также, как и бьющий в глаза свет)
  4. Необходимо удобство в одежде. (Высокие каблуки мешают пользоваться педалью).
  5. Вести себя надо естественно. Не разглядывать публику в зале!
  6. Выходить на сцену не торопясь (ступать на восточный манер - легко.)
  7. Перед тем, как сесть за инструмент – поклониться!
  8. Перед тем, как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя или на коленях.
  9. Если очень сильно волнуешься и не можешь унять дрожь – несколько раз с силой разжать и сжать кулаки.
  10. Даже если вдруг споткнешься или остановишься – делай вид, что ничего не произошло. Уверенно продолжай играть с того места, где остановился.

Для своих учеников перед выступлением я всегда повторяю слова А. Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

Опубликовано: 08.09.2022