Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения младших школьников

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Щербакова Светлана Владимировна

Организация: МОУ СОШ №33 имени П.А. Столыпина

Населенный пункт: Саратовская область, г. Энгельс

Современная система образования в России переживает процесс активных преобразований. После принятия и внедрения ФГОС изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают каждого учителя использовать в образовательном процессе ИКТ, применяя их в урочной и внеурочной деятельности. Такая работа приносит гораздо больший результат, если учитель одновременно эффективно привлекает своих обучающихся к использованию дистанционных форм обучения.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.[1]

Для современных учащихся работа в Интернете является привычной, они легко адаптируются к дистанционным системам обучения.

Дистанционное обучение позволяет:

  • охватить большую группу обучающихся, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • возможность организации обучения в сотрудничестве несколько обучающихся;
  • осуществлять своевременную педагогическую поддержку учителем в качестве консультанта в режиме on-line;

Для организации дистанционного обучения младших школьников я использовала сервисы, разработанные корпорацией Google.

Google Диск (google.com/intl/ru/drive/) – это облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc. с возможностью просмотра в браузере содержимого множества типов файлов, а также редактирования и создания определенных типов документов. [2]

Google «Диск» предоставляет инструментарий для создания любых видов заданий без необходимости покупки и установки офисного программного обеспечения. С его помощью можно создавать и работать с документами, таблицами, презентациями, фотографиями, PDF-файлами и формами.

Работать со всеми видами файлов на сервисе Google «Диск» можно в совместном доступе в реальном времени. Это позволяет осуществлять своевременные консультации учителем, осуществлять диалог между членами группы, оставлять комментарии и замечания к этапам работы, одновременно выполнять работу разными обучающимися и видеть результаты своей работы и своих товарищей, так как изменения, выполняемые на одном устройстве, отражаются на всех остальных. Учитель может контролировать возможность доступа к различным документам, открывая или закрывая доступ к файлам.

При выполнении работы очень удобна функция просмотра «Хронологии изменений» в документе, так как все изменения над документом постоянно сохраняются в процессе работы, можно посмотреть, кто и какие изменения произвел в документе, восстановить нужную версию, если были допущены какие-либо ошибки.

У учителя есть возможность не только загрузки имеющегося на компьютере документа на «Диск» и дальнейшей работы с ним в облачном хранилище, но и обратное действие – создание документа на «Диске», а затем выгрузка его на компьютер в любом из доступных форматов.

Все эти возможности я на практике использовала для организации дистанционного обучения младших школьников по разработанному мной учебному курсу «Знакомство с программой PowerPoint».

Самое первое занятие было теоретическим знакомством с программой, правилами безопасной работы на компьютере, оформления письменного разрешения каждого родителя обучающегося.

Для организации дистанционного обучения младших школьников важными факторами такой формы обучения является элементы занимательности, система поощрения в виде игровых бонусов, возможность работать в группе над одной общей проблемой, возможность работы с различными источниками информации.

Возможности Google «Диска» очень хорошо помогли организовать дистанционное обучение в период отмены занятий в связи с карантином: разместить домашние задания для всего класса, показать способы решения, дать разъяснения по трудным темам, а также организовать дополнительные занятия и консультации для детей, нуждающихся в такой форме обучения. Взаимодействие участников организуется как синхронно, т. е. в режиме online, так и асинхронно, когда участники в различное время получают доступ, оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.

Игровые, тестовые, занимательные формы работы, применяемые в дистанционной форме позволили повысить уровень математической и орфографической грамотности обучающихся.

Для организации проектной деятельности на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности были созданы специальные разделы «Проекты по окружающему миру», где дети создавали отдельные слайды на общую тему, а затем выступали с защитой своей работы на уроках. Эта работа очень удобна тем, что учитель уже заранее знает о материалах сообщений учеников, их объемах, и может лучше построить сценарий урока.

Заинтересовавшись созданием презентаций на отдельные темы, мои ученики стали индивидуально работать над интересующими их вопросами. Для них я создала раздел «Мои первые исследования», в котором ребята работали над своими проектами, созданием их презентаций, сопутствующих документов. В такой форме работы очень много положительных моментов, так как учитель может вовремя скоординировать работу ребёнка, оказать помощь, пообщаться с ребенком в реальном времени, переписываясь с ним в комментариях.

 

Для проведения проверки знаний обучающихся по учебным предметам очень часто пользуюсь образовательным ресурсом ЯКласс. Эта платформа позволяет пользоваться созданными разработчиками учебными материалами, где есть и теоретический материал для повторения, и тестовый для проверки усвоения. Также есть возможность создания своих заданий и составления тестов и проверочных работ. Очень важно то, что на сайте создана автоматическая проверка заданий, что облегчает работу учителя. А инструмент «шаги решения» дают возможность ученику увидеть подробный разбор задания, ход рассуждения и правильный ответ.

Кроме этого у учащихся есть возможность проходить задания помимо выданных учителем. Ребята соревнуются в классе между собой и другими классами за количество пройденных заданий, и набирают баллы. В ЯКлассе есть возможность повысить свой рейтинг в ТОПе среди одноклассников, в школе, принять участие в марафонах.

 

Кроме этого мои ученики активно занимаются на учебном портале Учи.ру. Там в игровой форме ребята могут принять участие в различных марафонах знаний, соревнуясь с другими классами, выполнять учебные карточки по предметам. У учителя есть возможность создать задания для повторения, отработки навыков.

На образовательных платформах ЯКласс и Учи.ру очень хорошо можно проследить за результатами своих учеников, их проблемами и динамикой развития.

 

 

Использование таких форм работы со своими обучающимися приносит положительные результаты: у детей

  • усиливается положительная мотивация к обучению;
  • активизируется познавательная деятельность,
  • они имеют возможность проявить своё творчество, воображение, так как такая форма работы не ограничивает по времени;
  • повышается уровень умений работать в группе;
  • расширяется возможность самостоятельной деятельности;
  • формируются навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование сетевых дистанционных образовательных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, интересным для детей и учителя.

 

Список литературы.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
  2. http://sdo.bashedu.ru/mod/page/view.php?id=17787

Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть?http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

Опубликовано: 30.07.2022