Благотворное влияние духовых инструментов на дыхательную систему человека

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Павлищева Людмила Юрьевна

Организация: МБУДО Детская музыкальная школа №3

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора: «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это потому, что любой из наших органов – источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами они входят с ним в резонанс и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма - мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж».

При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который со временем мы утрачиваем. Основными причинами сбоя в работе дыхания являются вредные привычки, загрязнение окружающей среды - все это ведет к развитию всевозможных заболеваний. Недостаток кислорода в тканях замедляет внутренние процессы, организм стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям. Спасением для большинства людей станет дыхательная гимнастика, благодаря которой можно наладить работу организма и задействовать его в полную силу. При помощи правильно поставленного дыхания организм обогащается кислородом, ускоряются химические реакции и улучшаются обменные процессы.

Благотворное влияние на дыхательную систему человека оказывают духовые инструменты. В музыкальных школах большой выбор духовых инструментов, на которых с удовольствием играют дети. Все чаще преподаватели в своей практике встречаются с детьми больными бронхиальной астмой и хроническим бронхитом. У детей, которые систематически и ежедневно занимаются дыхательными упражнениями, здоровье значительно улучшается. При таких проблемах нет ничего лучше и полезнее занятий на духовых инструментах, а так же положительный эффект дают уроки вокала или пение в хоре. Отмечено: вокальное пение и игра на духовых инструментах лечит нервные расстройства, дети становятся спокойнее и уравновешеннее. Многие родители приводят своих детей в музыкальную школу именно для улучшения здоровья. При игре на духовых инструментах развивается легочная ткань, увеличивается объем легких и это благотворно влияет на здоровье ребенка. Дыхательная система избавляет эффективно от хронических заболеваний. Задержка дыхания позволяет остановить кашель, ликвидировать аллергические проявления, дыхательную недостаточность и аритмию.

В отличие от обычного жизненного вдоха, при котором дыхательные мышцы испытывают слабую нагрузку, осуществляя поверхностный вдох без контроля человека, при оздоровительном вдохе дыхательные мышцы должны работать целенаправленно и интенсивно, заполняя легкие, нижнюю часть живота большим объемом воздуха и через несколько секунд выполняется медленный выдох. Дыхательный цикл - вдох и выдох. Циклы совершаются с помощью дыхательной мускулатуры. Вдох должен быть всегда активным, глубоким, объемным, полным и во всех случаях смешанным. Легкие, заполняясь воздухом, образуют как бы «воздушный столб». При выдохе активную роль играют сжато-напряженные мышцы брюшного пресса, которые управляют объемом воздуха легких. Для того чтобы дыхательные мышцы управлялись и функционировали по-новому и правильно их надо этому «научить» определенными методами, тренировать специальными упражнениями в гораздо большей степени, чем это обычно делается. Правильная, рациональная методика дыхания в процессе обучения играет важнейшую роль в оздоровительном процессе. Для тренировки дыхательных мышц рекомендуют заниматься вдохом и выдохом без инструмента, так как начинающему ученику значительно легче освоить все технические приемы поочередно. Если же ученику сразу дать инструмент и заставить играть, он не сумеет одновременно контролировать и дыхание и губы и пальцы и прочее. Такой метод обучения чаще всего ведет к приобретению неправильных навыков, от которых впоследствии трудно избавиться. Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой рекомендуется детям с семи лет под руководством преподавателя. Существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастики с детьми:

- ребенок должен быть спокоен, готов к работе.

- упражнения выполняются в спокойном темпе.

- плечи должны быть опущены.

- время занятий составляет не более 5 минут с постепенным прибавлением нагрузки.

При правильном выполнении дыхательных упражнений вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Несколько эффективных упражнений для детей по дыхательной гимнастике. Упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении.

«Воздушный шарик»

«Надувая шарик» широко разводим руки в стороны при этом глубоко и активно вдыхаем, затем медленно сводим руки и медленно выдыхаем. Упражнение повторяем 3-4 раза.

«Задувая горящую свечку»

Необходимо выполнить четыре коротких выдоха на слог «Фу! Фу! Фу».

«Произнести на одном выдохе»

Суть упражнения: взять глубокий вдох, задержать на счет 1,2 и на выдохе сосчитать от 10 до 15.

«Произнести скороговорку»

Глубокий вдох, короткая задержка на 1,2 и на выдохе четко проговариваем, например: « Мама Милу мыла мылом, Мила мыла не любила».

Суть дыхания в том, что бы насытить кислородом кровь. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого расширяется грудь, заполняется брюшной пресс, воздух проникает в легкие и выдох, при котором грудная клетка возвращается к обычному объему. Таким образом, тренируется внутренняя, скрытая от нас мускулатура органов дыхания брюшной пресс, плечевой пояс, происходит активизация обменных процессов на клеточном уровне.

 

Список литературы:

- Ю. Должиков «Техника исполнительского дыхания», Москва, 2004г.

- П.А.Афанасьев «Школа йоги», СПб, 1991г.

- М.А. Онучин «Дышите легко», СПб, 2010г.

- П.К.Петров «Методика преподавания дыхательной гимнастики в школе», ВЛАДОС, 2000г.

- А. Стрельникова « Дыхательная гимнастика для детей и взрослых», Москва, 2017г.

Опубликовано: 26.05.2022