Логическое мышление - ведущая сторона умственного развития обучающихся 5-6 классов

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Мирная Екатерина Юрьевна

Организация: МОУ школа №8

Населенный пункт: Московская область, г. Жуковский

Большинство детских психологов считает, что ведущей стороной умственного развития обучающихся 5-6 класса является развитие логического мышления.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс.

Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Без целенаправленных занятий сформировать логическую культуру ребенка иногда не удается даже к концу школьного обучения. Поэтому заниматься развитием логического мышления нужно на всех возрастных этапах становления личности ребенка. В младшем школьном возрасте следует уделять этому больше внимания, т. к. именно в этот период развития ребенка уже сформирована знаковая функция сознания и процесс мыслительной деятельности развивается интенсивнее, чем в дошкольном возрасте.

Для формирования логического мышления ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Фундаментом этого комплекса являются общелогические умения, необходимые в любой интеллектуальной деятельности.

К ним относятся:

 умение выполнять логическое действие классификации;

 умение давать определение знакомого понятия через род и видовое отличие;

 умение строить простейшие умозаключения.

Эти умения необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте и продолжать активную работу в средней школе. Обучающийся должен в первую очередь овладеть такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение.

Что же собой представляют эти логические приемы?

Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Овладев этим приемом, младший школьник должен уметь выделять основные свойства (признаки) предмета или явления и использовать их для сравнения со свойствами других предметов и явлений. В ходе сравнения ребенок должен уметь определять общие и отличительные, а также существенные и несущественные признаки предметов и явлений.

Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Научившись осуществлять группировку различных объектов в уме, обобщать словесно представленный материал, младший школьник овладевает приемами обобщения и классификации.

Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.

Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение распределять предметы по группам.

Систематизация – это «мысленное построение системы, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности».

Работу над овладением приемами логического мышления надо вести планомерно, целенаправленно и систематически, соблюдая определенную последовательность, т. к. приемы связаны между собой внутренней логикой и один прием строится на базе другого.

При планировании учебной деятельности необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления.

Учитывая особенности психологического развития детей 5-6 класса, для полноценного формирования этих логических приемов мышления нужно больше использовать игровые методы обучения. С помощью увлекательных, интересных, порой забавных и юмористических заданий, упражнений, игр можно научить детей логически рассуждать, делать выводы, находить оригинальные решения.

В настоящее время «одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика, на развитие его творческого мышления, на развитие умения использовать общелогические приемы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций.

Математика – это орудие для размышления, в её арсенале большое количество задач, которые формируют мышление людей. Именно на уроках математики ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. В математике используется много абстрактного материала, т. к. натуральные объекты заменяются символами. При решении задач разного характера устанавливаются причинно-следственные связи, без которых не придешь к правильному ответу, правильным выводам. На уроках математики учащиеся находятся в постоянном поиске закономерностей, приходят к выводам математических свойств и законов.

Работу по формированию логического мышления на уроках математики нужно проводить систематически, учитывая содержание материала и последовательность формирования приемов логического мышления.

Одним из богатейших материалов, способствующих развитию логического мышления на уроках математики является задача. Первостепенная задача учителя начальных классов – научить простейшим операциям анализа, синтеза, сравнения на примере решения текстовых задач с целью перенесения усвоенных знаний, умений, навыков в другие сферы деятельности учащихся. Чтобы добиться этого, можно использовать разные приемы работы с задачей, которые способствуют формированию логического мышления:

  • Придумать задачи, обратные данной.
  • Поиск различных способов решения.
  • Решения задачи через введение переменной
  • Составление аналогичной задачи с новыми данными.
  • Постановка дополнительных вопросов к решенной задаче.
  • Записать решение задачи выражением.
  • Решение задач с лишними и недостающими данными.
  • Решение задач с неправильными числовыми данными.
  • Составление задачи по числовому выражению или выражению с переменными.
  • Составление графической схемы по условию задачи.
  • Составление задачи по графической схеме.
  • Составление выражения по данной графической схеме.
  • Дополнение графической схемы по условию задачи и составление выражения по нему.

Такая методика работы над задачей способствует развитию у детей умения мыслить. Математические рассуждения с присущими им четкостью, последовательностью и логичностью являют собой пример правильно организованного мышления.

Перечисленные виды заданий представляют различные этапы единого познавательного процесса самостоятельного «открытия» и применения математических свойств, понятий, закономерностей, изучаемых в разных темах. Систематическое выполнение таких задач не только способствует развитию логического мышления, но и оказывает положительное влияние на качество знаний обучающихся.

Опубликовано: 29.07.2021