Формирование безопасного образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «окружающий мир»

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Баринов Андрей Сергеевич

Организация: МОУ Внуковская СОШ

Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров

Автор: Баринова Елена Александровна

Организация: МОУ Дмитровская СОШ № 1 им. В.И. Кузнецова

Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров

1. Теоретические основы формирования безопасного образа жизни у младших школьников

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей [9,123].

За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия [21, 84].

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

О том, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей», говорил еще К.Д. Ушинский [7, 34].

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

Если проанализировать разные подходы к понятию «безопасный образ жизни», то наиболее приемлемым является следующий: безопасный образ жизни - это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сфере различных деятельностей, отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья, способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности [7, 35].

Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в воспитание детей. При организации педагогического процесса учителю начальных классов необходимо учитывать возрастные особенности физиологического и психического развития детей, характеристики мыслительных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение внимание) [7, 36].

Выполнение учителем задачи по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагает формирование и развитие у младшего школьника безопасного образа жизни и воспитание ценностного отношения к здоровью.

Эффективная работа по формированию и развитию безопасного образа жизни должна предполагать следующие условия: учитель на уроках «Окружающего мира» должен формировать правильный образ жизни у детей, как ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни.

Безопасный образ жизни является неотъемлемой частью развития общей культуры младшего школьника. Для его формирования следует использовать творческие, разноуровневые задания, опыты и лабораторные работы, наглядный материал, информационные технологии и т.д.; применение личностно–ориентированного подхода на каждом уроке [13, 30].

Основной путь формирования безопасного образа жизни школьников состоит в обоснованном преобразовании урока «Окружающего мира» таким образом, чтобы в процессе преподавания учебного раздела акцентировать внимание младших школьников на накоплении знаний о здоровье и условиях его сохранения; в практической деятельности сформировать умения и навыки ведения безопасного образа жизни; воспитать ценностное отношение к своему здоровью; создать оптимальные условия для развития разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, ориентированной на безопасный образ жизни [11, 24].

 

2. Возрастные особенности и формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет [20, 11].

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя [1, 28-29].

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды [18, 11].

Реализация педагогического условия ориентирования школьника на обеспечение безопасности жизнедеятельности в ОУ должна осуществляться в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» может способствовать информационному ориентированию школьника о формировании безопасного поведения. В свою очередь это привело к тому, что в 2004/2005 учебном году в общеобразовательных учреждениях был введен непрерывный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), составленный в соответствии с программой «Основы безопасности жизнедеятельности. II-IX (X) классы», утвержденной Министерством образования Российской Федерации. С этого времени в общеобразовательных учреждениях всех типов он изучается каждым учащимся, в том числе и начальной школы, и представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности [17, 34].

В основу курса положена формула «триады» — система безопасности «природа — человек — общество»: выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия ее составляющих и определяются способы и направления противодействия этому процессу [16, 62].

Достижение предполагаемых результатов в деле обучения безопасному поведению возможно при условии обеспечения учащихся и учителей дидактическими средствами: учебными, учебно-методическими и наглядными пособиями, плакатами, видеоматериалами и т. п. Основным структурным элементом учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», раскрывающим содержание обучения в соответствии с программой по курсу, является систематизированный учебный материал в виде сведений, понятий, и правил о дорожном движении, о пожарной безопасности, о здоровье и его охране. Основной текст, представленный в пособии, служит источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Язык основного текса максимально адаптирован к психологическим, возрастным возможностям детей, без нарушения принципа научности. Кто-то скажет, что учащимся 2-го класса, например, легче и проще назвать автобус, троллейбус или трамвай просто машиной, а не маршрутным транспортным средством, как это написано в учебном пособии. «Проще» не всегда означает «правильно». Работа с текстами учебного пособия может быть различной. Все зависит от учителя, его квалификации, опыта работы и возможностей обучаемых. Педагог сам может читать статьи, выделяя по ходу чтения ключевые моменты темы. Читать могут и учащиеся: самостоятельно про себя, «цепочкой» вслух по предложению, абзацу. Главное, чтобы каждое положение, термин той или иной статьи был проработан учащимися [14, 64].

Общеизвестно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление и зрительный контроль. В связи с этим в учебных изданиях для начальной школы иллюстративный материал играет немаловажную роль. В пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» он дополняет, конкретизирует и усиливает познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспекты текстового материала. В некоторых случаях иллюстрации, заменяя текст, самостоятельно раскрывают содержание учебного материала.

Безусловно, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» дает школьникам информацию, которая становится знанием через ее присвоение субъектом. Тем не менее одного знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения недостаточно. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем многократного (в различных формах) повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе [19, 27].

Таким образом, кроме знаний, нужны умения и навыки — оценивать создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия. Учить детей всему этому нужно на занятиях «Основ безопасности жизнедеятельности», максимально используя учебный материал [3, 58].

 

3. Организация учебно-воспитательного процесса по формированию безопасного поведения младших школьников

Основными положениями учебной дисциплины ОБЖ можно назвать следующее:

  • С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.
  • Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом [5, 12].

Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

В настоящее время в Министерстве образования России разработан и утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших школьников. Обязательное минимальное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир» и раскрывает основные вопросы ОБЖ: здоровый образ жизни; правила гигиены; режим дня; охрана и укрепление здоровья; природа как условие жизни людей; правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности [6, 21].

Наиболее полно и целенаправленно вопросы ОБЖ могут быть изучены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [12, 41].

В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира [15, 11].

В программе «Мир вокруг нас», входящей в состав курса «Зеленый дом» А.А. Плешакова, в I-м классе четырехлетней начальной школы дети учатся определять потенциальную опасность окружающих предметов, знакомятся с основными правилами обращения с ними, с важнейшими требованиями безопасного поведения на улицах и дорогах, осваивают элементарные правила экологической безопасности, основные гигиенические нормы и нормы экологически приемлемого поведения, обеспечивающие сохранение здоровой окружающей среды. Эти вопросы обстоятельно раскрываются или затрагиваются практически во всех темах курса. Во II классе четырехлетней начальной школы выделена специальная учебная тема «Здоровье и безопасность», которая включает вопросы дорожной безопасности, безопасности на воде, противопожарной безопасности. В рамках данного раздела рассматриваются, например, такие темы: «Строение тела человека», «Поговорим о болезнях», «Куда пойти лечиться», «Охрана здоровья в разные времена года», «Домашние опасности», «Пожар!», «Лесные опасности», «Как нужно купаться», «Очень подозрительный тип» и др. В соответствии с общей экологической направленностью программы большое внимание в курсе уделяется вопросам охраны окружающей среды [2, 71].

Разработку оптимальных педагогических условий можно представить, как определение путей воспитания безопасного поведения, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопления соответствующего опыта.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды, играет большую роль в формировании поведения ребенка. И его компоненты, последовательное поэтапное выполнение которых обеспечивает усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

  • На 1 этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
  • На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать школьников в умении проявлять эти правила;
  • На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями [8, 13].

Исходя из этого, особенностью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках по окружающему миру.

ОБЖ обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший ОБЖ, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

Учителю на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания учащихся об опасности и безопасности, одновременно помогая детям преодолевать страхи и тревоги, учить правильно реагировать на опасность. Для профилактики психотравм на уроках ОБЖ необходимо соблюдение ряда условий. Информация о факторах риска должна сочетаться со сведениями о том, как научиться избежать опасности и как действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды. Еще важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться за помощью к взрослым [4, 63].

Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок (см. Приложение).

Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие - создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников [10, 37].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

В качестве основных форм и методов по формированию безопасного поведения младших школьников выбраны игровые формы обучения, поскольку игра – основной вид деятельности всех детей.

Игровые методы и приёмы будут использоваться на каждом занятии «Основ безопасности жизнедеятельности». Но и нельзя обойтись без словесного метода, так как детям объясняется суть задания, даются методические рекомендации. Важным является практический метод. Дети с самого рождения познают мир с помощью практических действий. Естественно, в игре они так же должны совершать определённые действия, выполнять какую-то роль.

Чтобы ребёнок понял суть задания, ему её нужно объяснить. Поэтому вначале каждой игры будут объяснятся правила, совершаемые ребёнком действия. Занятия и игры будут проводится 1-2 раза в неделю.

 

Игра 1 «Большое и маленькое «Нет!» (по мотивам сказки Гизелы Браун)

Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть «Нет!» После инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и говорят «Нет», если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез. Необходимо научить детей произносить «Нет» громко, четко и уверенно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение «Учимся говорить «Нет». Педагог говорит детям: «Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать «Нет». Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое «Нет» лучше звучит. При помощи какого «Нет» вы получите нужный вам результат»

1. Педагог говорит «Нет» тихо и сдержанно, глядя при этом в сторону и немного наклоняясь.

2. Педагог выкрикивает «Нет» громко и четко, при этом выпрямляясь и подняв голову.

Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае «Нет» более действенно. Группа делится на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать «Нет».

 

Игра 2. «Незнакомец»

Если данная игра проводится с детьми младшего школьного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

• что-то поднести до квартиры;

• что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

• что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с

таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило: «Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься». Или предложить детям правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это». «Твоя мама в курсе. Она разрешила.» «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.

 

Игра 3. «Один дома»

Здесь не может быть никаких исключений из правил, иначе ребенок найдет лазейку. Детям младшего школьного возраста нужно объяснить, что им не следует вообще подходить к двери и отзываться незнакомцам. Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать не следует даже знакомым людям. Лучше не говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее: «Мама сейчас занята и не может подойти». Родители должны помочь уяснить ребенку, что такой ответ соответствует правилам безопасности ребенка в ситуации, когда он находится один в доме. В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить позвонить от соседей или из лифта, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной, в туалете и т.п.)

В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты. Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не представляют для них опасности. Эти правила необходимо соблюдать хотя бы на всякий случай. Какие вопросы может решать взрослый человек с ребенком в отсутствие родителей? Нет таких вопросов. Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе: почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам и т.д. (Сказки: «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка»).

 

Игра 4. «Телефонный звонок»

В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Для этого следует научить детей задавать вопросы: «Извините, кто вам нужен?», «Кого вам позвать?» Спрашивать имя и фамилию того, кому звонят, по какому номеру звонят: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Будьте добры, скажите, пожалуйста, куда вы звоните? Извините, по какому номеру вы звоните? Простите, какой номер вы набрали?».

Правило:

  • Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).
  • Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить).

На первый взгляд многим взрослым может показаться неэтичным такой подход, в котором ребенка преднамеренно учат обману взрослых. Поэтому самому взрослому необходимо осознать и обязательно объяснить ребенку причину того, почему в подобных случаях это допустимо. Родители, например, могут сказать: «Мы просим тебя при разговоре с кем бы то ни было по телефону не говорить о том, что в это время ты один дома. Мы разрешаем тебе делать это потому, что очень любим тебя и дорожим тобою. Такой ответ поможет нам не беспокоиться, когда ты находишься дома один, и убережет тебя от встречи с «опасным незнакомцем». У некоторых детей бывает страх перед телефонными звонками. В таком случае целесообразно терпеливо объяснять ребенку необходимость пользования телефоном, так как звонки могут быть от родителей, родственников, друзей и т.д.

Отрабатывание навыков безопасных ответов, позволит воспитать вежливость, и доброжелательность по отношению к окружающим и в то же время сохранить бдительность. Наличие работающего автоответчика создает впечатление, что дома никого нет, хотя ребенок может фиксировать звонки и знать, когда звонят близкие. Если позвонивший говорит непристойности, надо научить детей сразу же вешать трубку. При повторных звонках следует сообщить в милицию. Можно рекомендовать родителям написать карточку для ребенка со всевозможными безопасными ответами.

В ходе проигрывания предоставьте возможность каждому ребенку ответить на любой вопрос по телефону. Необходимо убедиться, что ни у кого из детей подобная ситуация общения уже не вызывает сложностей, и он знает, как отвечать на телефонный звонок.

 

Игра 5. «Подкуп»

В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги».

Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место.

Правило: Ничего не брать у незнакомца!

Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать». (Сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

 

Игра 6. «Машина»

В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара.

Правило «Три больших шага»: Когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги.

После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе.

Следующее правило: Не садиться в машину! Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле.

Например, взрослый может сказать:

  • что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;
  • что мама или папа попросили подвезти куда-либо;
  • что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка;
  • или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину.

Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

 

Игра 7. «Если потерялся...»

В этой игре главная цель, которую вы преследуете, - помочь ребенку выработать чувство уверенности для обращения к «безопасным незнакомцам» (кассирам, охранникам, милиционерам, водителям «скорой помощи», официантам и т.д.), то есть к любому человеку, который может предоставить помощь или временное убежище. Важно, чтобы ребенок понял, что он сам должен обращаться за помощью, уметь смело называть себя, свой адрес, телефон. Ребенку необходимо знать следующие правила: обязательно ждать родителей в безопасном месте. В людных местах - не отходить от родителей или других взрослых на расстояние больше вытянутой руки.

Важно объяснить ребенку, что это правила его безопасности. Помочь детям запомнить, что с родителями и другими взрослыми лучше заранее договориться о месте встречи, если вдруг они отстанут от родителей или потеряются в общественном месте. (Такую же информацию дать родителям). Если место встречи не оговорено, значит, в случае, если потерялся, действовать по схеме: Иди к прилавку магазина (аптеки, киоска, к окошку кассы и т. п.) или подойди к полицейскому, и сообщи, что тебе нужна помощь в поиске твоих родителей.

 

Игра 8. «Защита»

Перед тем, как начать игру, детям надо сказать о том, что подобных ситуаций следует избегать и не давать преступнику возможность совершить преступление. Но, если вдруг ребенок оказался в этой ситуации, ему необходимо научиться безопасной стратегии поведения: спасать себя, не теряться, привлекать внимание окружающих и быть решительным. Часто у детей в группе складывается мнение о том, что они якобы в состоянии справиться со взрослым с помощью приемов, шокеров, газовых баллончиков и т.д. В таких случаях, перед вами стоит задача – убедить их, что в данной ситуации необходимо бороться и не сдаваться, не только применяя приемы, которые не всегда могут помочь (взрослый сильнее), а вести себя так, чтобы привлечь внимание окружающих как можно быстрее. В проигрывании ситуации преследования, ребенок должен сначала убедиться в том, что его действительно преследуют (оглянуться, перейти на другую сторону, ускорить шаг) и тогда действовать: убегать в безопасное место, привлекать к себе внимание окружающих и т.д. Если незнакомец угрожает оружием, тогда оказывать сопротивление нельзя. Возможно, следует действовать хитростью. Если сразу не получается, то надо ждать удобного момента, когда незнакомец потеряет бдительность. Такой момент обязательно представится.

 

Игра 9. «Дорога домой»

Перед проведением игровых занятий объяснить ребенку, что дорога домой должна быть безопасной. Рассказать о том, что, если ребенок отказывается от предложения сократить путь и пройти через пустырь, темный двор, стройку и т.д., - это не проявление трусости, а разумное поведение.

Правило: идти домой знакомой и безопасной дорогой! Никакие оскорбления, посулы, деньги не должны сбить ребенка с безопасного маршрута (эти моменты необходимо проиграть). Перед началом игры детям можно предложить разбиться по парам. Каждый ребенок в ходе игры будет выполнять и ту, и другую роль. Пары играют по очереди - группа наблюдает.

После проигрывания данной ситуации целесообразно задать детям вопросы:

  • «О чем ты думал, когда …?»
  • «Какие чувства ты испытывал?»
  • «Что тебе хотелось сделать, когда ...?»

После того, как каждый ребенок побывал в той и другой роли, следует предложить всей группе обсуждение игры, где каждый выскажет свое мнение. В ходе анализа поощрять высказывания детей об испытанных ими чувствах в той или иной роли.

 

Игра 10. «Вымогательство»

Вымогательство сродни грабежу, и поведение людей, занимающихся этим, обычно непредсказуемо. В любом случае такая ситуация может привести к физическому насилию со стороны вымогателей, особенно при сопротивлении жертвы. Поэтому ребенку необходимо усвоить правило: физическое благополучие - это самое важное, а собственность - дело наживное!

Важно научить детей самостоятельно оценивать ситуацию и действовать максимально безопасным образом. Непременное условие при проигрывании - участие каждого

игрока в роли, как жертвы, так и вымогателя. (Обязательно проиграть ситуацию, когда в роли вымогателя выступает сверстник). После проведения игры участникам задаются следующие вопросы:

  • «Какие чувства ты испытывал, когда играл эту роль? (Роль жертвы ,вымогателя)»
  • «Что ты думал и что тебе хотелось сделать?» «Почему ты поступил именно так?»
  • «Как ты считаешь, какое поведение является более безопасным?» «Почему ты так думаешь?»
  • «Является ли беспрекословное выполнение требований взрослого вымогателя трусостью?».

В ходе игры подвести детей к мысли о том, что такое поведение - не трусость, а проявление благоразумия. Когда вымогателем является сверстник и силы равны, нужно отстаивать свое имущество, но очень неблагоразумно и небезопасно вступать в конфликт с теми, кто старше и сильнее.

 

Игра 11. «Опасность»

Чрезвычайные ситуации в жизни происходят довольно редко, но лучше, если дети будут знать, как действовать безопасно для жизни в экстремальной ситуации. Обязательное условие: раздать детям карточки, с телефонами служб, сделанные по следующей форме:

Телефоны служб:

01 – пожарная

02 – милиция

03 - скорая помощь

04 - аварийная газа

Мой телефон:

Мой адрес:

Телефон мамы:

Телефон папы:

Телефоны соседей:

Детям дается домашнее задание:

  • Принести заполненную карточку.
  • Попросить родителей закрепить карточку рядом с телефонным аппаратом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Авдеева, Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. − М.: Детство-Пресс, 2007.
  2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,2001.
  3. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. Пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Булгакова М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе/ М.Б. Булгакова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – №1.
  5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир «Начальная школа XXI» Концепция и программы для начальных классов/Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2017.
  6. Давыдова, Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед.наук. – Тула, 2001. − 208 с.
  7. Диканова Е.Г. Подготовка будущего учителя к формированию безопасного образа жизни младших школьников в условиях педагогического колледжа/Е.Г. Диканова: Диссертация на соиск. Степени канд. пед. наук. – Волгоград, 2012.
  8. Егорова Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. − Йошкар-Ола., 2004.
  9. Иовенко, И.В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Дис. на соискание уч. степени д.п.н. − М., 2003.
  10. Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. − №6 .− 2009.
  11. Кузнецов В.И. Формирование безопасного образа жизни в процессе уроков «Окружающего мира» в начальной школе: Учеб.–метод. Пособие. – Чита: ЗабГГПУ, 2012.
  12. Михайлов Л.А. Групповая форма организации работы на уроках ОБЖ /Л.А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − №8.
  13. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. − 2000. − № 8.
  14. Плешаков А.А. Окружающий мир «Школа России» Концепция и программы для начальных классов/А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.
  15. Плющ И.В., Склянова Н.А., Шелегин Н.Н. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства. – М.: Сибирский учитель, 2001. − № 1.
  16. Понедельник С.В. Формирование безопасного образа жизни младшего школьника в системе школьного образования /С.В. Понедельник// Современная семья: проблемы и перспективы. – Ростов–на–Дону, 2011.
  17. Поташник М.М. Уроки «Окружающего мира», как основа воспитания культуры здоровья/М.М. Поташник. – М.:Просвещение, 2014. – №4.
  18. Сократов, Н.В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/ Н.В. Сократов. − Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006.
  19. Студеникин М.Я. Книга о безопасном образе жизни детей. 3–е издание, исправленное и дополненное/М.Я. Студеникин. – М.: Медицина, 2011.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Ячменникова, Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – М.: Смысл, 2011.

Опубликовано: 19.12.2020