Создание условий для саморазвития личности ученика через использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Алешина Наталья Валериевна

Организация: ГБОУ СОШ №511

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Перед современной школой поставлена задача создать условия для раскрытия способностей каждого ученика, подготовить его к жизни в высокотехнологическом, конкурентом, стремительно меняющемся мире.

Учеба должна быть построена так, чтобы школьники могли самостоятельно ставить и достигать значимые цели, ответственно реагировать на постоянно изменяющиеся жизненные ситуации. В ходе обучения учащийся школы должен научиться самостоятельно, выделять учебную задачу, формулировать алгоритм её решения, контролировать собственную деятельность, анализировать и оценивать полученный результат.

В соответствии с требованиями стандарта основным результатам обучения становится формирование базовых компетенций (освоение обобщенных способов действия) и компетентностей (новых уровней развития личности), которые обеспечивают способность личности к саморазвитию посредством сознательного и активного освоения социального опыта.

В современной школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе: разноуровневое обучение, проблемное обучение, исследовательские и проектные методы обучения, игровые методы, обучение в сотрудничестве, ИКТ технологии, здоров сберегающие технологии, система инновационной оценки «портфолио» итд.

В качестве основы для обучения школьников Образовательный Стандарт закладывает системно - деятельностный подход, который предполагает обучение званиям в действии.

Принципы системно-деятельностного подхода заключаются в следующем:

1. Новые знания не даются в готовом виде - дети их открывают сами в процессе самостоятельной деятельности; опираясь на имеющиеся и приобретенные знания, дети самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

2. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Задача учителя заключается не столько в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учителю необходимо организовать самостоятельную работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, по какому плану или по какому алгоритму.

3. Система «учитель – ученик» эффективно работает тогда, когда открытие нового знания разворачивается через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут учащихся к проблеме урока, к его цели.

4. Необходимо использование различных источников информации и организация сотрудничества на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа).

5. Формирование у обучающегося умения и желания учиться всю жизнь, работать в команде, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, быть способным осуществлять рефлексию.

6.Деятельностный подход предусматривает наличие у обучающихся устойчивого познавательного мотива, включение содержания образования в контекст жизненного опыта школьника, перенесение содержания на его жизненные задачи, интересы и повседневную жизнь [1]

Главным результатом системно-деятельностного подхода является развитие личности ребенка на основе формирования универсальных учебных действий.

Учитель при работе с детьми обеспечивает создание условий, инициирующих детей к действию. Далее учитель сопровождает учебный процесс и способствует формированию способности и детей к получению знаний на основе собственного поиска и творческого преобразования учебного материала

Особое место среди современных образовательных технологий занимает технология критического мышления.

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов – реализация смысла – рефлексия), которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

В качестве приемов формирования критического мышления разработчики технологии рекомендуют использовать «Кластеры», «Инсерт», «Ромашка Блума» « Денотатный граф», «Фишбон»и др. [3]

Эти приемы апробированы педагогической практикой и дают устойчивый положительный результат. При организации учебной работы с текстами я использую такие приемы как «Кубик Блума», «Дерево предсказаний», «Тонкие и толстые вопросы». Эти приемы ценны тем, что ученик учится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и организации сотрудничества с другими учениками.

При изучении объемных и сложных для восприятия детьми тем «Основы Конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина в РФ», «Гражданское общество», «Правовое государство» интерес детей поддерживается за счёт использования стратегий «RAFT», «Зигзаг». Например, при изучении конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ для того, чтобы избежать механического заучивания используется прием активизации «каждый учит каждого». Дети по жребию получают по 1 карточке с названием прав и свобод. Двигаясь свободно по классу, ребята рассказывают о содержании своей карточки максимально возможному количеству человек, успевая при этом узнать о содержании карточек своих собеседников.Далее карточки сдаются учителю, и проводится конкурс знатоков прав и свобод человека и гражданина. В ходе конкурса фиксируется примеры прав и свобод, гарантированных Конституцией, комментируются и дополняются ответы. В конце занятия предлагается каждому участнику игры взять из «Корзины прав» по карточке и занять место за тем столом, на которых стоят таблички с названиями группы прав и свобод (личные права и свободы, политические права и свободы, социальные, экономические, культурные права и свободы). Затем участники объявляют о составе своей группы. Остальные ученики дополняют и испаряют их решение.

Развитию нестандартного мышления школьников способствует использование технологии проблемного обучения. Проблемная ситуация становится важным мотивационным и эмоциональным средством в процессе обучения. Создавая и сопровождая процесс разрешения проблемной ситуации, педагог формирует у детей все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

Проблемное обучение я использую на всех этапах изучения темы. Например: при изучении темы «Потребности человека» создается проблемная ситуация «После урока обществознания в 6 классе возникает спор. Виктор считает, что потребности человека ограничивать нельзя – это ограничивает свободу и развитие личности. Олег возражает: потребности необходимо ограничивать, так как человеку трудно остановится в своих желаниях. Какой точки зрения придерживаешься ты? Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих твою позицию».

Возникают различные мнения, по мере обсуждения, выявления и анализа проблемы к решению.

В последнее время большое внимание в школе уделяется проектному обучению. Эта технология «предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей с другой» [2].

По моему убеждению, технология эффективна при массовом применении, если проектные задания интересны, актуальны и необременительны для учеников. Я отдаю предпочтение краткосрочным и среднесрочным проектам.

Например, при изучении темы «Межличностные отношения» ученикам было предложено выяснить, чем отличаются дружеские, родственные и профессиональные отношения в повседневной жизни людей. Дети формулировали и фиксировали гипотезы, затем ребятам было предложено проверить выдвинутые гипотезы путем интервьюирования родственников и учителей.В результате ученики получили новый опыт общения с родственниками, осознали важность соблюдения норм общения для достижения поставленных целей, научились выстраивать алгоритм работы, определять задачи и собственные возможности по выполнению проекта, представлять результаты перед аудиторией класса, осмысливать оценку полученного продукта, соотносить цели и результаты и осознать личную значимость результата. При изучении темы «Человек в группе» ребята выполняли групповой проект «Межличностные отношения в нашем классе» по завершении, которого осознали значимость установления доброжелательных отношений и ответственного выполнения работы для выполнения общей цели.

Значимый результат может быть достигнут при использовании метода проектов для подготовки обобщающих уроков по истории. Инициативная группа учеников совместно с учителем осуществляет обзор наиболее важных вопросов темы, затем дети придумывают задания(квесты) с этим материалом, создают сценарий мероприятия, подготавливают реквизит, педагог осуществляет корректировку при необходимости помогает распределить роли участников проведения занятия. Проведение урока самими учениками дает возможность повысить мотивацию к изучению предмета всего класса, а также формирует значимость личных достижений в глазах сверстников.

Выбор педагогической технологии в современном образовании осуществляется каждым учителем самостоятельно на основе принципов целесообразности, доступности, сознательности и активности учащихся решать поставленные перед современной школой задачи.

Список используемой литературы:

[1]- (Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56247.htm.

[2] (Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская.- СПб.: КАРО.-2013г- 176с.)

[ 3] Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир-Бек.И.В. Муштавинская- 2-е изд. дораб.-М.: Просвещение,2011-223с.

Опубликовано: 03.12.2020