Системный подход к развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка с учетом требований ФГОС

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Гимеева Луиза Фаатовна

Организация: МБОУ СОШ № 39

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Поэтому я считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших школьников.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние называется вдохновением?

Творчество можно разделить на несколько уровней – этапов:

Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры) – проходит чаще в 1-2 классах.

Исследовательский (творчество в изучении языка, например, составление словарей), проходит во 2-3 классах.

Самовыражение через различные виды деятельности (например, различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

Каковы же условия этого развития?

  • Свободная атмосфера в школе и классе: без авторитарности.
  • Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям, по – возможности, неявная, наводящая (а не подсказывающая).
  • Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно творческих задач при изучении различных тем.
  • Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.
  • Атмосфера общей культуры в школе. Учитель достигает желаемого результата лишь в том случае, если он сам, как личность, не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к родному языку – значит воспитать интерес к нему.

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают “умственный аппетит”, формируют положительное отношение к учебной деятельности, (в конкретном случае – к русскому языку).

Творческие задания следует давать систематически, так как нельзя “завести” детей на какую-то интересную работу, а потом всё взять и бросить. Сначала (в 1 классе) следует давать творческие задания на сугубо добровольных началах. Все ли задания, данные учителем, должны быть выполнены каждым учеником? Вовсе нет. Каждый ученик пусть работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. Первые 2-3 работы обычно выполняют 50-60% учеников (из них 30% – по собственному желанию и заинтересованности, а 30% – по настоянию родителей). Кстати, в детстве особую роль в становлении личности человека играет подражание взрослым. Поэтому родители должны оказывать посильную помощь при выполнении и особенно при оформлении домашних творческих работ учащихся.

После первых работ, видя, как это интересно, красочно, какую похвалу учителя можно заслужить и аплодисменты и восхищение товарищей, начинают стараться и выполнять творческие задания все.

В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Какие же творческие задания я чаще всего использую?

1-й класс.

Внимание и запоминание у 6-7-летних детей слабые, тем более, если учение их не захватывает. Значит надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно.

Хорошо использовать на уроках русского языка рифмованные упражнения, грамматические сказки. Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки,шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу –зарифмовать слоги:

за – за – за – на дворе стоит коза

ра – ра – ра – во дворе идет игра

и т.д.

Все эти «пробы пера» проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием.

Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.

Например: ______________ пойду

______________ найду

______________ птичка

______________ синичка

 

Игра "Я начну, а ты продолжи" предполагает досказывание строчек.

Например: Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла :

Ученик: Раскрасила деревья, ненастье принесла.

Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Постепенно задания усложняются, и дети переходят к сочинению двустиший. Можно предложить 2 стихотворные строчки, а дальше нужно досочинить стихотворение самому.

Для запоминания словарных слов очень эффективно использование мнемотехники – системы различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающая объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.

Например: КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто

Кроме рифмовок в 1 классе можно использовать задание “лесенки” в букварный период. Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них “лесенку”, стараясь, чтобы “лесенка” состояла из как можно большего количества “ступенек”.

Например

 

Сочинять подписи к картинкам ученикам тоже нравиться – это их первые мини-сочинения. Любят первоклассники составлять слова из букв, которые как капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова, например: КОНТРАБАС, АПЛОДИСМЕНТЫ. После изучения всех букв ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на определённую тему на каждую букву алфавита. Можно придумать азбуку цветов, рыб, птиц, и азбуку сказочных.

 

2-й класс.

При изучении русского языка чень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.

Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём. Составленные детьми тематические кроссворды затем активно используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

При изучении темы “Однокоренные слова” на уроке – игре “Путешествие в страну родственных слов” ученики с удовольствием подбирают группы родственных слов, (САД: садик, посадка, садовод, садовник, рассада; ЦВЕТ: цветик, цветник, цветок, соцветие, цветение, цветущий, зацвели, расцветали.; и др.) оформляя их в красочные рисунки. При изучении видов предложений по цели высказывания можно предложить учащимся составить вопросительное предложение, которое можно прочитать с различной интонацией, и где на вопрос можно было бы дать несколько различных ответов. Например:

– К вам вчера вечером приезжали гости?

- Да, приезжали.

- К вам вчера вечером приезжали гости?

- Да, гости.

- К вам вчера вечером приезжали гости?

- Да, вечером.

- К вам вчера вечером приезжали гости?

- Да, вчера.

-К вам вчера вечером приезжали гости?

- Да, к нам.

Для развития речи можно использовать различные игры

Например: игра "Определение".

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

 

Игра "Да - нет".

В игру играют парами или группой. Ребёнок загадывает какое - либо существительное (предмет), понятие из русского языка, литературы, математики, естествознания и пр.

Другие дети могут задавать ребёнку не более 15 вопросов, на которые он отвечает либо "да", либо "нет". Цель игры - назвать то существительное, которое было загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов было как можно меньше. Для этого нужно, чтобы вопросы касались существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому принадлежит это понятие.

 

3-й класс

 

При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития речи третьеклассники обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков.

Например:

Арбуз.

На……….столе лежит большой……….арбуз. Вся ……….семья собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает ……….корку, и нашему взору предстаёт ……….мякоть. К счастью, арбуз оказался ………. . Сердцевина его ……….цвета, а косточки ………. . Мы с удовольствием съели по три ……….куска.

При завершении изучения темы: “Окончания имён прилагательных” можно поиграть в игру “Цветные шары”, в которой надо подобрать как можно больше имён прилагательных к существительному, написанному на рисунке воздушного шарика, согласуя прилагательные по роду, числу и падежу. Работать можно с учителем, группами (если слабый класс), самостоятельно парами, индивидуально.

Например, на шарах написано:

РЕКИ, а ученик подбирает:

– Большие, быстрые, горные, известные, синие, спокойные, полноводные …

РУКАМИ: чистыми, золотыми, загребущими, добрыми, ласковыми, сильными …

К ЗВЁЗДАМ: далёким, ярким, небесным, кремлёвским, лучистым, рождественским … СТРАНУ: дальнюю, африканскую, зарубежную, интересную, соседнюю …

ЯБЛОКА: сочного, зелёного, хрустящего, червивого, вкусного, мочёного …

ГРИБУ: съедобному, трухлявому, сушёному, жареному, огромному, белому …

Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы не с глаголами предлагаю детям узнать интересные правила. Вывешиваю плакат, на котором вместо частицы не – прорези. Дети читают первое правило с интересом, второе – с недоумением, третье – с улыбкой и говорят, что я ошиблась, говорят, как надо, перечитывая правила. Я вставляю карточки с не в прорези.

Например:

Береги книгу.

(…) бери книгу грязными руками.

(…) загибай уголки листов.

(…) пиши в книге и на книге.

(…) читай во время еды.

(…) бросай книгу где попало.

Дома ученики сами придумывают различные правила с частицей не: по дорожному движению, поведению во время перемены в школе и т.п.

4-ый класс

Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, реализовывают желание ребёнка привлечь к себе внимание своих одноклассников. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила", "Монолог мухомора" и др.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.

Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. В зависимости от речевой подготовки класса можно предложить написать сочинение от имени героя картины.

При изучении фразеологизмов можно использовать изобразительное творчество. Например, одни из учеников зарисовывают фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимые изображения: “уши развесить”, “повесить нос”, “вешать лапшу на уши”, “сердце в пятки ушло”, “дело в шляпе”, “кот наплакал”).

Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников. Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Л.С. Выготский писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека"

 

Список используемых источников:

Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2017. - 79с.

Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 2019. - 222с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2015.

Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 2018 № 6.

Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2012. - 192с.

Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. // Начальная школа, 2012 № 11-12.

Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос,2010. - 128с.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 2010. - 192с.

Холодова О.А. Юным умникам и умницам. - М.: Росткнига, 2019. - 224 с.

Опубликовано: 27.09.2020