Использование техники телесно-ориентированной терапии в коррекционно - развивающей работе как условие эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Шестакова Анна Дмитриевна

Организация: МАДОУ Детский сад №2 «Зёрнышко»

Населенный пункт: Пермский край, г. Соликамск

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии. Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям. В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту.

Популярность телесно-ориентированной психотерапии в современном мире, несомненно, растет. Важным достоинством телесной психотерапии является также широкое применение разнообразных техник. Известно, что телесно-ориентированная практика - прогрессивное направление современной психологии, приобретающее все большую популярность в быстро развивающемся мире. В основе работы - принцип единства телесных и психических проявлений. Нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле. Телесно-ориентированная практика - это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения.

 

Задача телесно-ориентированного подхода — распускание мышечных зажимов.

Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей

степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в коррекционно-развивающую работу существенно расширяет их возможности. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики.

В начале года мной проводится диагностическое обследование детей старших и подготовительных групп. Для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка я использую графическую методику М.А. Панфиловой «Кактус». На начало учебного года было выявлено 14 детей с такими качествами как: агрессивность, импульсивность, скрытность, осторожность, тревожность.

В своей работе я применяю данные техники для работы с детьми, ориентируясь на программу Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми». Данная программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка, принципа единства и гармонии развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции. Телесно-ориентированная практика у нас в саду обычно проходит в подгруппах по 4-6 человек, так как для некоторых упражнений, таких как «Качели» и «Стульчики» нужна обязательно пара.

На первом этапе работы с телом мы снимаем мышечные зажимы, расслабляем тело. Это достигается путем несложных упражнений. Педагог-психолог и воспитатель следят за ходом упражнений, помогают детям (упражнение «Лимон», «Ленивая кошечка», «Тряпичная кукла»).

На втором этапе используем техники дыхания. Дыхание представляет собой процесс, который ежеминутно необходим человеку, так как во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом. С помощью правильно регулируемого дыхания можно снять психоэмоциональное напряжение, высвободить неотреагированные эмоции и добиться «функциональной разрядки». Можно научиться следить за эмоциями и управлять ими. Данная группа дыхательных упражнений успокаивающе действует на нервную систему и регулирует баланс правого и левого полушарий мозга (упражнение «Надуваем и втягиваем щеки», «Полное дыхание»).

На следующем этапе включаются элементы подвижной игры с музыкальным сопровождением для того, чтобы поднять эмоциональный тонус ребёнка и проявить высвобождённую энергию (игра «Заяц и волки», «Путаница»).

Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Следует помнить, что в отличие от взрослых у детей все начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким.

К концу учебного года значительно снизилось количество детей с такими качествами как: агрессивность, тревожность. Было выявлено 6 детей, что позволяет говорить об эффективности использования данной техники.

Список литературы:

  1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекцион­ной и развивающей работе с детьми: М., 2004.
  2. Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ : М., 1997.
  3. Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119—126.
  4. Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии
Опубликовано: 12.12.2017