Методические рекомендации к самообобщению опыта работы педагога

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Рудакова Татьяна Юрьевна

Организация: МАДОУ Детский сад №10

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий

Автор: Рубцова Ольга Викторовна

Организация: МАДОУ Детский сад №10

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий

Автор: Качканова Юлия Александровна

Организация: МАДОУ Детский сад №10

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий

1. Теоретические основы обобщения педагогического опыта.

Знание теоретических основ обобщения педагогического опыта обеспечивает повышение педагогической культуры.

Самообобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий:

- осмысление, анализ и обоснование эффективного опыта работы,

- обобщенное и систематизированное его описание.

Самообобщение эффективного педагогического опыта - это результат педагогической и методической деятельности, их продукт.

Эффективный педагогический опыт – это отвечающий современным запросам и открытый для развития оригинальный по содержанию, методам, формам, средствам, приемам (или одной из категорий) образец педагогической деятельности, приносящий по сравнению с массовой практикой более высокие результаты.

  • Эффективный педагогический опыт должен содержать продуктивную идею или оригинальность в реализации образовательного процесса. Например: развитие одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования детей средствами вокального искусства, реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей средствами педагогики творчества и т.д.

Критериями (критерий – мерило оценки) эффективного (передового) педагогического опыта являются:

  • Оригинальность, новизна, продуктивность, эффективность опыта (может быть один показатель или совокупность нескольких),
  • актуальность и перспективность опыта,
  • высокая результативность опыта,
  • соответствие достижениям современной педагогической науки,
  • оптимальность опыта,
  • возможность его применения другими педагогами.

2. Технология описания педагогического опыта.

Методика самообобщения передового педагогического опыта включает:

- выбор темы,

  • выявление объектов описания опыта в их системном взаимодействии,
  • описание системы работы

 

В основу описания опыта работы могут быть положены следующие документы:

  1. Описание опыта самим педагогом.
  2. Теоретические материалы по обобщаемому опыту.
  3. Данные наблюдений, диагностические данные.
  4. Материалы опросов и бесед и т.д.

Модель опыта.

Оформление педагогического опыта следует начинать с титульного листа и с определения разделов, по которым представляемый опыт будет выглядеть более полным.

В верхней части титульного листа пишется «Название учреждения», в котором создавались материалы по обобщаемому опыту, затем «Наименование опыта», затем Ф.И.О. и должность автора опыта, внизу титульного листа ставится дата обобщения данного опыта.

Собственно модель опыта может состоять из следующих разделов:

Наименование опыта.

В наименовании опыта должны быть зафиксированы цель и средства. Например: «Патриотическое воспитание школьников через…», «Оздоровительная деятельность в образовательном процессе детского объединения «…..» как фактор успешной социализации личности», «Организация работы детского объединения «….» на основе модели личностного подхода к обучающимся». Наименование «Содержание и организация работы вокальной студии «Маленькая страна» не включает проблему, актуальность, цель, и поэтому оно не подходит в качестве наименования опыта.

Наименование опыта указывается на титульном листе и по мере необходимости – в самом опыте.

Условия возникновения опыта.

1. Указываются данные о себе (стаж, должность, направление деятельности, звания, награды и другие достижения, условия работы, в том числе материальные и социальные условия, направление деятельности, основная категория детей, с которой работает педагог.

2. Актуальность опыта: обоснование причин, противоречий, проблем, свидетельствующих об актуальности этого опыта.

Теоретическое обоснование опыта.

В этот раздел возможно включение ведущих педагогических принципов, идей и теорий, отражающих как приоритетные функции общего и дополнительного образования, так и собственные позиции педагога, его представления о целях и результатах деятельности.

  1. прохождения обучающимся всех этапов с учетом ориентировочных основ деятельности. Ключевой психологический элемент – поэтапное формирование умственных действий. Авторы – Гальперин, Талызина.

Новизна опыта.

Этот фактор предполагает:

  • открытие,
  • изобретательство,
  • усовершенствование старых, традиционных идей и истин.

Инновации предполагают наличие специального мастерства педагога, то есть той «изюминки», которая придает необычность данному педагогическому опыту.

Новизна может быть в педагогической концепции автора опыта, содержании и организации учебно-воспитательного процесса, обеспечении педагогической деятельности и т.д.. Необходимо в опыте указать, где оригинальность, новизна, в чем проявляется продуктивность, эффективность опыта.

Если, например, новизна, оригинальность проявляются в СОДЕРЖАНИИ, то необходимо описать, почему оно изменено, почему включены в содержание те или иные технологии, т.е. попытаться вычленить то, что новое, интересное, оригинальное и что социально востребовано.

Новизна может достигаться и в том, что:

  • педагог умеет найти и сформулировать проблему в типичной, привычной ситуации,
  • педагог видит новые функции известных ранее педагогических средств (например, для детей с задержкой психического развития - развивающие методики, методики на основе проблемного обучения),
  • педагог комбинирует ранее известные способы педагогической деятельности в новый совокупный способ и т.д.

Результативность.

Этот раздел включает образовательные, воспитательные и социальные результаты взаимодействия с детьми. В результаты можно записать:

  • динамику изменений ребенка: показатели мыслительной деятельности, волевого, эмоционального и личностного развития: отношение к окружающему миру и себе, уровень развития коммуникативных навыков, уровень владения рефлексивными навыками деятельности (выделение, оценка и дальнейшее планирование своей деятельности), уровень развития навыков самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности, приобретение практических навыков, успехи в общеобразовательной школе и т.д.

- характеристику степени удовлетворенности детей, родителей, педагогов образовательным процессом,

- динамику творческого роста детского объединения, его престиж, социальную успешность, достижения детей (участие в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях),

- личностный и творческий рост педагога (педагогов).

- другое – по собственному выбору.

Если в опыте автора есть затраты материальные, трудовые, временные, то можно внести пункт «Трудозатраты».

Описанный опыт работы должен обладать высокой информативностью (в небольшом объеме материала – веские аргументы, большая информация), популярностью изложения. Педагогический язык должен быть понятным для педагога любого направления деятельности.

3. Распространение и внедрение эффективного (передового) педагогического опыта. Приоритетные формы распространения методических материалов из опыта работы педагогов:

  • Банк данных передового педагогического опыта.
  • Педагогические советы.
  • Методсоветы.
  • Творческие мастерские.
  • Научно-практические конференции.
  • Выставки (тематические, персональные, итоговые).
  • Газетные публикации.
  • Интернет.

Виды методической продукции:

  • информационные: аннотация, бюллетень, газета, выставка, реферат, статья;
  • организационные: программа, методическая разработка, памятка, инструкция, методические рекомендации;

- прикладные: сценарий, картотека, каталог, плакат, график, методическое пособие, методический сборник

Опубликовано: 29.06.2017