Технологическая карта ООД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Медянникова Виктория Андреевна
Организация: ГБПОУ РО «ШПК»
Населенный пункт: Ростовская область, г. Шахты
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Цель: создание условий для ознакомления детей с нетрадиционной техникой рисования "Кляксография".
Задачи:
Обучающие: научить новому способу рисования в технике "Кляксография", обучить техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов, научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей, побуждать детей к самостоятельной передаче образа, учить отвечать на вопросы полными правильными предложениями, знакомить с окружающим миром.
Развивающие: развивать индивидуальность, творческую активность, образное и пространственное мышление, создавать условия для самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя, развивать мелкую и общую моторику, ручную умелость посредством использования разнообразных техник и материалов.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, эмоционально-положительное отношение к работе, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Целевые ориентиры: выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция), создают изображения предметов, сюжетные изображения, используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы, различные цвета и оттенки для создания выразительных образов, знают особенности изобразительных материалов.
Средства реализации: наглядные: картинки с изображением ежа, игрушка еж, образец рисунка; вербальные: загадки, беседа; мультимедийные: музыкальное сопровождение.
Словарная работа: обогащение словаря - усвоение ранее неизвестных слов; закрепление и уточнение значения уже известных слов; их активизация в речи.
Оборудование и материалы: листы бумаги разных цветов, клеенка, трубочки, гуашь, стаканы с водой, кисти, стакан для кистей, салфетки, иллюстрации ежа, игрушка еж, образец рисунка.
Методика проведения:
Вступительная часть
Ребята, угадайте, о каком животном говорится в следующих загадках?
- Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)
- Полежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
(Еж)
Молодцы! Правильно, о еже! Какие слова загадки помогли вам это понять? Теперь давайте рассмотрим изображения ежа и расскажем все, что мы о нем знаем.
Игра «Слова»
Ребята, становитесь в круг. Сейчас мы по очереди будем передавать друг другу картинку, при этом говоря по одному слову о нашем еже. (колючий, добрый, дружелюбный, серый и т.д).
Ответьте на вопросы: где живет еж? (в ямках, под бревнами, в кустах выстилает себе гнездо, нору из сухой травы, листьев, мха. Зимой закрывает вход в нору и входит в спячку). Где его можно встретить? (в лесах, в полях, даже дома, в огороде). Что он любит кушать? Какая у него шерсть? (конечно, у него нет шерсти, есть иголки). Какой окраски иголочки ежа? Зачем они ему нужны? Из каких частей тела состоит еж? (туловище, голова, ушки, ножки). Сколько у него лапок? Сколько ушей? Глаз? Сколько носиков? А есть ли у ежа хвост? Как называются мама и папа ежонка? (еж, ежиха).
Основная часть
Раздается стук в дверь.
Ребята, слышите? Кто-то стучит! Давайте посмотрим, кто же там.
(воспитатель внезапно показывает игрушку ежа, управляет ей)
Кто это? Это же ежик!
-здравствуй, ежик!
-здравствуйте, ох! Меня зовут Фунтик! Ох!
-Фунтик, а что это ты так вздыхаешь?
-мне очень грустно! Ох! У меня совсем нет друзей.
-да, это очень печально! Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь ежику? Как? (подводим детей к тому, что мы можем нарисовать ему друзей)
Правильно. Мы нарисуем ему друзей. А Фунтик посмотрит, как мы это делаем.
Но сначала давайте немного поиграем с ним, чтобы развеселить!
Физ. Минутка «Ежик»
Жил в лесу колючий ежик
(Показывают пальцами «иголочки»).
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп!
(Хлопают в ладоши).
Не умел он топать – топ-топ-топ!
(Топают ногами).
Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг!
(Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг.
(Морщась, двигают носиками, как ежики).
А ребятки в лес пришли,
(Идут на месте).
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Научили топать – топ-топ-топ,
(Топают ногами).
Научили прыгать – прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах).
Научили бегать!
(Бегают на месте).
Ребята, сегодня мы с вами нарисуем друзей ежат для нашего гостя необычным и очень интересным способом. Как вы думаете, с помощью чего? С помощью трубочки и жидкой краски. А как можно это сделать? (Дети предлагают свои варианты) Давайте для начала вспомним части тела ежа, которые мы сегодня рассматривали. На какую фигуру похоже тело ежа? Овальной формы, голова вытянутая с заостренным носиком - похоже на капельку. Сначала рисуем краской тело, похожее на каплю. Посмотрите, как это сделаю я. Затем дорисовываем лапки, нос, ушки, глаза. Подумайте: в какую сторону будет идти ваш ежик, какого цвета у него будут иголки, где он будет находиться. После того, как мы нарисовали ежа, макаем кисть в краску, закрашиваем тело ежа. Но иголочки мы рисовать не будем: они сами вырастут прямо на наших глазах, с помощью нашего дыхания! Мы будем раздувать краску через трубочки, так они появятся. Чем больше будет воды в краске – тем лучше она будет раздуваться, а это значит, что иголочек будет больше, и они будут длинее. После того, как мы закрасили тело, берем трубочки и начинаем резкими выдохами дуть на краску вверх. Посмотрите, я покажу вам пример. Если иголочки больше не выдуваются – добавляем еще краски с водой. А чтобы нам с вами хватило сил «выдуть» много красивых иголочек, давайте сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнося на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. (Повторить 3-5 раз).
Молодцы, присаживайтесь за свои места. После того, как вы нарисуете ежа, рисунок можно дополнить: нарисовать деревья, кусты, солнце, траву. Приступайте к работе. Ежик Фунтик тем временем смотрит на процесс, радуется и хвалит детей.
Заключительная часть
Вывод: молодцы, все справились, ежики получились очень хорошие. Давайте повесим наши работы на доску и внимательно их рассмотрим. У каждого их них свой характер, свой внешний вид. Ежик Фунтик тоже радуется тому, что у него теперь столько красивых, добрых, веселых друзей. Он вам очень благодарен и говорит: спасибо! В знак благодарности он принес вам яблоки из леса.
Рефлексия: «Яблоня».
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются вырезанные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Используемая литература:
- С. А. Козлова – Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова – 12-е изд., М.: издательский центр «Академия», 2011.- 272с.
- О. В.Павлова – Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград: 2016 – 191с.
- С. В. Погодина - Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности дошкольников. М. : издательский центр «Академия», 2015.-272с.