Дидактические игры как средство экологического развития ребенка

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Никитина Евгения Владимировна

Организация: МДОУ Детский сад №26

Населенный пункт: Архангельская область, г. Новодвинск

Аннотация: опыт работы посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников. Поставлена задача рассмотреть эффект дидактических игр на формирования экологического воспитания. Раскрываются этапы подготовки и проведения игры. Рассматриваются основные виды дидактических игр, используемых в дошкольной педагогике. В завершении статьи подведен вывод, что дидактическая игра, одна из основных видов деятельности, направленная на повышение уровня развития экологического воспитания дошкольников.

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, дидактическая игра, дошкольник, окружающая среда, экологическая культура, природный материал.

 

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является дидактические игры, так как в жизни детей дошкольного возраста они является ведущей деятельностью.

О важности экологической игры воспитании дошкольников писали А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста также было отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др.

Многолетней практикой доказано, что дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания дошкольников о природе. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире, воспитывается познавательный интерес, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, интеллектуальных умений: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике:

Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. Все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

Настольно – печатные игры. Интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы

В подготовку к дидактической игре входит:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  • определение удобного времени проведения дидактической игры и выбора места для игры;
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
  • подготовка к игре самого воспитателя;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Через дидактические игры экологического содержания, дети становятся более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого, стремятся соблюдать правила общения и поведения. В игре дошкольникам легче осуществить некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом ей вреда. У детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.

Список использованной литературы:

  1. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М. Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004
  4. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников.- СПб, 1998
  5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.:Мозаика - Синтез, 2005-2010.
Опубликовано: 08.05.2017