Развивающее обучение в классе фортепиано

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Чернопятова Наталья Гавриловна

Организация: МБУ ДО ДМШ № 3 им. М.И. Глинки

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...стр.3

 

1. Развивающее обучение - процесс всестороннего развития

 

личности учащегося…………………………………………………………...стр.5

 

1.1. Понятие, сущность, структура развивающего обучения…………......стр.5

 

1.2. Принципы развивающего обучения…………………………………….стр.6

 

2. Методы развивающего обучения…………………………………………стр.7

 

2.1. Методы активизации логического мышления…………………………..стр.7

 

2.2. Методы практического освоения музыкальной информации……….....стр.9

 

2.3. Методы развития творческих способностей……………………………стр.12

 

Заключение…………………………………………………………………….стр.14

 

Литература……………………………………………………………………..стр.14

 

Введение.

  • задачи детского музыкального образования - выявление и развитие музыкальных способностей учащихся на основе дифференцированного обучения, раскрытие их творческого потенциала, приобщение к культурному наследию. Организация развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы - актуальная тема последних десятилетий. ХХ век оставил нам огромное наследие в области музыкальной педагогики направленное в основном на традиционное исполнительское обучение в классе фортепиано. Но данное направление не может быть использовано в равной степени для всех учащихся. В современную школу приходят дети самого различного уровня музыкальных и интеллектуальных способностей. Большинство детей, обучающихся в музыкальных школах, не ориентированы на профессиональную деятельность, их природные музыкальные данные весьма скромные. И здесь многое зависит от методики и мастерства педагога. Г. Нейгауз писал: «Я убежден, что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все степени одаренности – от музыкально дефективного (ибо и такой должен учиться музыке, музыка – орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального». В процессе обучения ребенок должен получить определенные знания, освоить необходимые умения и навыки для игры на фортепиано. Перед педагогом стоит задача – превратить обучение в увлечение, активизировать ученика к учебной деятельности, повысить интерес к музыкальным занятиям, создать условия, при которых проявилась бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося. Как же приобщить ребенка к музыке, помочь преодолеть трудности, развить его мышление, музыкальность? Сегодня традиционное обучение игре на инструменте не способствует реализации данных задач. Поэтому тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы очень важна. Для ее реализации необходимо менять формы обучения, включать в содержание образования разделы, направленные на развитие мышления, логики, внимания ученика: чтение с листа, транспонирование, редактирование, игра в ансамбле, аккомпанемент, импровизация.

Цель работы - рассмотреть развивающее обучение, как процесс всестороннего развития учащихся в классе фортепиано. Для этого необходимо раскрыть сущность, структуру и ознакомиться с методами развивающего обучения.

1. Развивающее обучение - процесс всестороннего развития личности учащегося.

1.1. Понятие, сущность, структура развивающего обучения.

  • обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, Л. В.Занкова, В.В.Давыдова и др. Цель развивающего обучения - разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу. Роль педагога состоит в организации учебного процесса, направленного на формирование познавательной самостоятельности, развитие способностей, нравственных убеждений, активной жизненной позиции. обучение осуществляется путем вовлечения учащегося в различные виды деятельности - это дидактические игры, дискуссии, размышления, выполнение творческих заданий и т.д. Подобные методы обучения направлены на развитие творческого мышления, воображения, памяти, речи. Педагог должен ориентироваться на потенциальные возможности ученика, на уровень владения способами деятельности предыдущего этапа обучения, на психологию этого процесса овладения. Учебная деятельность учащегося проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже минимальное участие в таком процессе позволяет ученику почувствовать свою самостоятельность в решении возникающих проблем, что воспитывает у него веру в свои силы.
  • развивающего обучения – это взаимосвязь усложняющихся задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, в создании новых схем и способов действия. Большое значение имеет выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи, выбор способа проверки решения путем использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным.

В процессе такого обучения ребенок поднимается на новые ступени развития как интеллектуального, так личностного.
Знания, умения, навыки, приобретенные учащимся, а также свойства и качества его личности выступают одновременно и как результат его деятельности, и как условие необходимое для дальнейшего развития.

1.2. Принципы развивающего обучения.

Идеи развивающего обучения в классе фортепиано получили фундаментальную разработку в трудах Г.М. Цыпина (докторская диссертация, позднее – ряд учебных и методических пособий по проблемам общемузыкального развития учащихся-пианистов) и его последователей.

Основные музыкально – педагогические принципы, системно организованные и сложенные воедино, способны образовать достаточно прочный фундамент развивающего обучения в музыкальных школах, в частности, преподавании фортепиано.

1. Увеличение объема материала, используемого в учебно-образовательной практике; расширение репертуара за счет большего разнообразия художественно-стилевых явлений; освоение многого в ходе занятий фортепиано. Ибо количество освоенного учащимися материала (музыкальных произведений, теоретической информации) трансформируется в качество интеллектуальной деятельности — закон диалектики.

  • наоборот, дефицит в количестве пройденного материала на занятиях в классе фортепиано ощутимо сказывается на качественном уровне мышления учащихся.

2. Ускорение темпов освоения учебного материала, отказ от длительных сроков работы над музыкальными произведениями, установка на овладение необходимыми игровыми умениями и навыками в сжатые отрезки времени. Постоянный и быстрый приток различной информации в музыкально-образовательный процесс обогащает арсенал знаний учащихся.

3. Увеличение теоретической составляющей содержания урока, использование более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, что способствует общей интеллектуализации урока в классе фортепиано, обогащает сознание учащихся развернутыми системами представлений и понятий, связанными с конкретным материалом исполнительского репертуара.

4. Воспитание активности, самостоятельности и творческой инициативы учащихся. Предоставляя учащимся определенную свободу, педагог должен учить своих питомцев находить в общении с ним «лишь отправные точки для собственных исканий» (К.Н. Игумнов), постоянно увеличивать долю их участия в работе, стимулировать их собственную инициативу.

  1. Внедрение современных информационных технологий - аудио и видеоматериалов в музыкально-образовательный процесс. Современные компьютерные технологии способны оптимально быстро и разносторонне пополнить багаж знаний учащихся, раздвинуть их художественно-интеллектуальные горизонты, расширить эрудицию.

2. Методы развивающего обучения.

В современных условиях педагогам по классу фортепиано необходимо осваивать новые пути музыкального обучения и воспитания учащихся. Одно из главных мест должны занимать развивающие методы обучения.

  1. Методы активизации логического мышления базируются на использовании различных аналитических приемов - наводящих вопросов, сравнений и обобщений. В процессе работы педагог помогает ученику выражать свои мысли в словах, формируя при этом понятия, осознанное восприятие изучаемого материала.
  • наводящих вопросов провоцирует ученика к поиску ответа, заставляет его думать, размышлять. Вопросы могут быть самые разнообразные в зависимости от формы задания: « Как ты думаешь, данную пьесу следует исполнять решительным или мягким звуком?», « Не кажется ли тебе, что…?» и так далее. Совместный поиск (педагог – ученик) в решении той или иной задачи, помогает сделать выбор наилучшего варианта. Наводящие вопросы способствуют развитию навыков слухового анализа музыки. Очень важно научить ребенка слышать и одновременно думать. Ведь восприятие звуковой информации формирует слуховые представления.
  • «сам себя обучаю» разработан французскими педагогами М. и Ж. Мартено. В процессе обучения ученик сам задает себе вопросы, учится самостоятельно оценивать свои действия: «Как я должен поставить кисть, чтобы мои пальцы стали активными?», « Как я должен исполнить мелодию, чтобы она стала выразительнее?» и так далее. Главное - внимание ученика должно быть направлено на осознание собственных действий. Домашнее задание, сформулированное самим учеником в процессе урока, лучше запоминается.
  • сравнения и обобщения помогает закрепить, как теоретические понятия, так и слуховые впечатления. Чешский педагог В. Юзлова пишет: «Надо как можно раньше постараться обратить внимание ребенка на то, как « сделана» музыка, которую он играет». Для развития аналитического музыкального мышления учащихся, их « интеллектуального слуха» автор предлагает метод сравнения, путем идентификации и дифференциации слуховых впечатлений. Например: найти сходство и различие в разных частях исполняемого произведения. Немецкий педагог Г. Филипп в работе над произведениями предлагает « аналитическую игру», где исполняются отдельные голоса, аккорды или ритмические рисунки текста. Такая игра помогает осознать особенности развития мелодии, понять гармоническую логику и строение сочинения. Приобретение таких навыков полезно при чтении с листа.
  • навыки анализа музыкального текста необходимо уже на начальном этапе обучения - это активизирует мышление учащихся. Дети вполне свободно справляются с аналитическими заданиями: находят сначала отдельные интонации и фразы, а затем и более крупные построения в изучаемом произведении. На ранних этапах хорошо помогает прием подтекстовки. В пособие А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» почти все пьесы сопровождаются текстами, что помогает закрепить связь музыки с речью, и облегчает ребенку распознавание «музыкальных слов». Для достижения развивающего эффекта необходимо учитывать возрастные особенности детей. Все теоретические сведения учащийся должен получить в простой, доступной форме. Такие понятия, как - лад, метр, ритм, динамика, темп, штрихи и т.д. должны быть не абстрактными словами, а предваряться слуховым восприятием. Когда за словами стоит звуковой образ, а за понятием следует обобщение, работа над произведением становиться более ясной и определенной, а это облегчает заучивание наизусть и ведет к более осмысленному исполнению программ в классе фортепиано.
  1. Методы практического освоения музыкальной информации основаны на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного музыкального мышления.
  • начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Исследования ученых доказали, что у детей активнее работает визуальная память, причем не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Учебный процесс с наглядными пособиями наиболее результативен. Ученик выбирает таблицы или нужные карточки, дополняет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает картинки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ученика ведет к развитию творческих способностей.
  • карточки - одна из форм освоения ритмических закономерностей. Необходим набор карточек из отдельных ритмических единиц – целых, половинных, четвертных; отдельных и сдвоенных восьмых; отдельных и сдвоенных шестнадцатых; групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, половинки с точкой, триолей из восьмых, восьмой с точкой и всех необходимых пауз. Ритмическое лото имеет много вариантов. Набор карточек определяется ритмическими задачами, которые появляются в работе над репертуаром. Начинать лучше в размере 4/4, затем постепенно усложнять ритмические задачи, вводить разные размеры, ритмические группировки, включать синкопы, паузы, триоли. Освоение равномерного пульса четвертей формирует восприятие метрической основы музыки. Далее осваиваются варианты дробления длительностей. Важно иметь зрительное и двигательное представление о ритмических рисунках, можно проговаривать их на ритмические слоги, прохлопывать, поиграть в ансамбле с учеником в заданном ритме. Игра по расселению нот в гостинице по комнатам – тактам, формирует и закрепляет понятие – такт, размер. Задания с карточками могут усложняться: выкладывание ритмического диктанта, или узнавание знакомой мелодии по ритму.
  • для освоения нотной грамоты - помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Элементарные карточки могут содержать только одну, две или три ноты. По мере усложнения на карточках записываются интонационные блоки с четким ритмическим рисунком, что является вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению с листа. Освоение ключей, знаков альтерации, штрихов, динамических оттенков, знакомство с темповыми обозначениями проходит более эффективно, если в классе есть наглядные пособия. Все теоретические знания должны использоваться в практической деятельности с первых шагов обучения, в противном случае они становятся не очень понятными и быстро забываются.
  • задач, ребусов и загадок - имеет большое развивающее значение, т.к. разгадывая загадки, решая кроссворды ребенок начинает думать, размышлять. Такие игры вызывают большой интерес у детей, а так же помогают проверить качество и прочность знаний. В современных пособиях «Пианист-фантазер» можно найти образцы загадок, ребусов, кроссвордов для начального этапа обучения, а в « Музыкальной мозаике» В. Кузнецова - для старшего возраста.
  • обработка нотного текста - закрепляет знания, формирует логическое, абстрактно- образное мышление, развивает фантазию, раскрывает творческий потенциал, тесно связывает теорию и практику, способствует осознанному восприятию музыкальных образов. Данный вид практической деятельности широко использую в своем классе на протяжении всех лет обучения учащихся в музыкальной школе. Редактирование нотного текста проводиться на основе знаний характерных особенностей простых жанров в музыке. Учащемуся предлагается карточка, где записана мелодия с указанием знаков, нот и их длительностей. Ребенок должен определить: тональность, размер, характерный для данного жанра, расставить тактовые черточки, указать штрихи, аппликатуру, динамические оттенки, определить темп, в более старшем возрасте - подобрать аккомпанемент, а затем исполнить на инструменте отредактированную мелодию с учетом собственных обозначений. В процессе игры на фортепиано важно, чтобы ученик мог объяснить, почему он указал те или иные штрихи, размер, динамику и т.д.
  • на слух мелодии и аккомпанемента, транспонирование – является средством развития как слуха, мышления, так и моторики. Способности учеников очень индивидуальны и лишь единицы способны подобрать по слуху знакомую мелодию, а тем более аккомпанемент. Однако, как показывает практика, регулярная работа в этом направлении дает определенные результаты, и начать заниматься ею надо, как можно раньше на доступном для ребенка материале. Необходимое условие – помнить мелодию (часто это знакомая песенка), постараться пропеть ее как можно точнее. Можно разделить мелодию на мотивы и подбирать ее маленькими фрагментами, анализируя вместе с учеником, где движение вверх, а где вниз, звуки следуют подряд или через клавишу, скачок большой или маленький. аккомпанемента к мелодии строится на основных функциях лада - T S D . Сначала можно использовать звуки основных ступеней, затем аккорды, далее раскладывать функции на ритмические рисунки, и так постепенно разнообразить аккомпанемент. Транспонирование мелодии, баса, или целой фактуры помогает ребенку прочно усваивать пройденный материал, анализировать его, осмысливать, уверенно исполнять на инструменте. На начальном этапе – это подбор песенок по слуху от белых клавиш. К моменту транспонирования по нотам ученик должен владеть понятиями: лад, тоника, тональность, знаки альтерации, ступени лада и т.д. Предварительно разобрав простейшие мелодии или пьесы теоретически, можно приступать к практическому исполнению на инструменте.

2. 3.Методы развития творческих способностей направлены на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все вышеуказанные методы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе творческое начало. Здесь важно помочь ребенку проявить свою индивидуальность. Еще К. Орф писал о проблеме сохранения индивидуальности, как необходимом условии развития культуры, где нужна не стандартизированная, а именно индивидуальная мысль - фантазия. "Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей" - писал К. Орф. Ведь привитые в детстве желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности человека. Развивая творческие способности учащихся, будь то сочинение или редактирование мелодии, подбор аккомпанемента, варьирование подголосков или ритмического рисунка, досочинение фрагментов нотного или ритмического эпизода и т.д., педагог воспитывает самостоятельность мышления, а это является главной целью всех творческих заданий. Проявление творчества на уроках фортепиано так же возможно с использованием элементов импровизации: исполнение каких-либо сочинений или упражнений с ритмическими видоизменениями, смещениями акцентов, с вариантами артикуляции, разнообразием в динамике и фактуре. Многочисленные варианты исполнения одного и того же упражнения или мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы. Очень важно чтобы ученик на собственном опыте познал, как формируется музыкальная мысль, как создается музыка. Умение оперировать полученными знаниями, умениями, навыками на практике, в процессе игры на фортепиано, уже является проявлением творческого мышления учащихся, раскрывает их творческий потенциал. Задача педагога - создать условия, при которых учебная деятельность станет активной, а мышление учащихся с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.

Заключение.

  • диктует новые условия в системе детского музыкального образования. Современному педагогу-пианисту необходимо владеть методами работы с учащимися различных уровней одаренности. Поэтому пианисты должны обладать разносторонними знаниями в области современных педагогических технологий и осуществлять комплексное развивающее обучение - развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки и интересно проводить уроки, применять аудио и видеоматериалы. Ценность педагога определяется не возрастом, а личностной и профессиональной индивидуальностью. Изучение разнообразных методов развивающего обучения – актуальная задача, стоящая перед педагогами-пианистами, и направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М.: Советский композитор , 1990.
  2. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика - XXI, 200
  3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987.
  4. Савшинский С.И. Пианист и его работа. М.: Классика - XXI, 2002.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

6. Тургенева Э. Пианист- фантазер. Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. М.: Советский композитор.1987.

7. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.

8. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: МГПИ, 1975.

Опубликовано: 07.03.2017