Применение автоматизированной информационной системы «Параграф» в управлении дошкольным образовательным учреждением
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Шарова Нина Николаевна
Организация: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ»
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Автор: Афанасьева Ирина Николаевна
Организация: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ»
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
В настоящее время в системе образования в системе образования г. Санкт-Петербурга существует устойчивая тенденция в обеспечении прозрачности и открытости оценки качества управленческой деятельности в образовательных учреждениях города. Процесс информатизации образования позволил не только использовать компьютерную технику в качестве средства обучения, но и внедрить информационные технологии в систему управления образовательным учреждением. С развитием информатизации в документообороте дошкольных учреждений наблюдается тенденция перехода от бумажных носителей к электронным технологиям, поскольку помимо упрощения изготовления, копирования и редактирования документа, ускоряется и сам процесс документооборота.
В рамках реализации комплексного подхода к информатизации образования в Санкт-Петербурге была разработана единая государственная информационная среда образовательных ресурсов (КАИС КРО), позволяющая объединить распределенные образовательные учреждения, подведомственные Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Одним из программных компонентов КАИС КРО является модуль автоматизированной информационной системы «Параграф: ДОУ» (АИСУ «Параграф: ДОУ»), внедряемый и функционирующий в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга с 2009 г.
Основным назначением программного модуля является автоматизация мониторинга данных о воспитанниках, педагогических и управленческих кадрах, ведения реестра паспортов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Внедрение АИСУ «Параграф: ДОУ» в управленческую деятельность дошкольных организаций решает следующие задачи:
- повышение эффективности управления ДОУ: (электронный учет воспитанников, числящихся в ДОУ, систематизация сведений о родителях, актуализация данных о кадровом составе, ведение паспортов ДОУ);
- ведение справочника дошкольных образовательных учреждений и групп детских садов.
- создание условий для мониторинга и анализа деятельности ДОУ;
- возможность автоматизированного сбора, хранения и обработке данных по педагогическому составу ДОУ;
- создание и поддержание в актуальном состоянии электронного банка данных по воспитанникам и их родителям;
- интеграция АИСУ «Параграф: ДОУ» в единое информационное пространство системы образования Санкт-Петербурга.
В структуре автоматизированной информационной системы «Параграф: ДОУ» предусмотрен ряд приложений.
В приложении «Образовательное учреждение, здания, помещения» в виде иерархии представлена информация об образовательном учреждении (ОУ), а также о его зданиях и помещениях. В приложение вводятся следующие данные:
- Сокращенное и полное наименование образовательной организации.
- Вид и тип образовательного учреждения.
- Организационно-правовая форма.
- Проектная мощность образовательной организации и нормативная (расчетная) мощность.
- Контактная информация и юридический адрес.
- Информация обо всех знаниях и помещениях.
В приложении «Документы образовательного учреждения» в виде иерархии представлена информация об учредительных и правоустанавливающих документах образовательного учреждения. Ссылки на документы присутствуют в виде параметров у «Зданий» и «Помещений» в приложении «Образовательное учреждение, здания, помещения». В этом же приложении вносятся данные о реквизитах и классификаторах образовательного учреждения.
Группа приложений для кадрового учета сотрудников - «Должности», «Движение сотрудников», «Личные дела сотрудников». В приложении «Должности» в виде иерархии представлена информация о штатном расписании дошкольного образовательного учреждения. Эти данные используются во всех приложениях, относящихся к кадровому учету. В приложении «Движение сотрудников» в виде иерархии представлена информация о сотрудниках образовательного учреждения. В этом приложении осуществляется приём сотрудников в ОУ на основную и дополнительную должности, перевод на другую должность и увольнение сотрудников. В приложении «Личные дела сотрудников» в виде иерархии представлена информация о личных данных сотрудников образовательного учреждения. Основная часть данных может использоваться для внутренних целей ОУ.
Информация о воспитанниках дошкольного образовательного учреждения размещена в следующих приложениях: «Группы», «Движение воспитанников», «Личные дела воспитанников». В приложении «Учебные коллективы» в виде иерархии представлена информация о ступенях (ясли от 0 до 3 , сад от 3 до 7), этапах (группы: ранняя, младшая, средняя, старшая, подготовительная) и группах ДОУ. Приложение «Движение воспитанников» используется для оформления процедур движения воспитанников, а также поиска, ввода и редактирования данных о воспитанниках и получения отчетов по контингенту.
Кроме того, предусмотрены приложения для ввода данных о материально-технических и информационных ресурсах дошкольного учреждения. А также служебные приложения, предназначенные для администрирования и разграничения прав пользователей системы, резервного копирования и восстановления базы данных.
В АИСУ «Параграф: ДОУ» также реализованы возможности подготовки отчетной документации дошкольного образовательного учреждения. Предусмотрен ряд автоматизированных отчетов – контингент воспитанников на дату, отчет о прибывших и выбывших сотрудниках, отчет о вакантных должностях, сводный отчет по сотрудникам, отчет о заполненности данных, отчет по движению воспитанников в ОУ, федеральный статистический отчет 85-К, справки сотрудникам и воспитанникам.
Помимо описанных выше элементов, в автоматизированной информационной системе управления «Параграф: ДОУ» используется также меню и подменю, которые позволяют максимально удобно ориентироваться в объектах базы данных и наиболее рационально их использовать. Предусмотрена возможность экспорта данных из базы по сложным запросам – например, составление списков педагогических работников, прошедших повышение квалификации за указанный конкретный период.
В то же время, необходимо отметить, что для эффективного использования всех возможностей АИСУ «Параграф» в деятельности дошкольного образовательного учреждения необходима дополнительная подготовка административно-управленческого персонала ДОУ, повышение их базовой ИКТ-компетентности. Повышение квалификации специалистов, направленное на формирование у них необходимого объема знаний и практических умений по работе с основными приложениями АИСУ «Параграф: ДОУ», способствует как осознанию преимуществ автоматизированных систем в управлении дошкольным образовательным учреждением, так и готовности применять современные информационные технологии в деятельности ДОУ.
Литература:
- Михайлова Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в региональной системе оценки качества образования (РСОКО) / В сб.: «Информационные технологии для новой школы», Материалы конференции, СПб «РЦОКОиИТ», 2013 – Т.2.
- Андрюкова И.В., Комлева М.А. Возможности АИСУ «Параграф» при проведении мониторинга качества образования: Методическое пособие. / Под ред. Фрадкина В.Е., Смирновой З.Ю. – СПб: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ», 2015.