Развитие логического мышления дошкольников

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Лукьянова Юлия Сергеевна

Организация: МБДОУ № 12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

В соответствии с ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Следуя современным тенденциям развития образования, мы должны выпустить из детского сада, ребёнка любознательного, интересующегося причинно-следственными связями, активного, умеющего наблюдать и экспериментировать, рассуждать и строить умозаключения, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи, принимать собственные решения. Как следствие, значительно повышается ответственность воспитателя за уровень подготовки выпускников, за развитие их мыслительных способностей.

Сотрудничество с учителями начальных классов позволило мне сделать вывод о том, что многие из воспитанников идут в первый класс, умея читать и писать печатными буквами, пересказывать, но заметна проблема в развитии их логического мышления. А ведь логическое мышление является базой для дальнейшей учёбы ребёнка в школе.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения. Поэтому, чтобы дети не испытывали трудностей в школе, уже в дошкольный период необходимо начинать развивать логическое мышление.

Начиная свою педагогическую деятельность по данной теме, я прежде всего разобралась из чего складывается логическое мышление, и можно ли, вообще, его развивать. Либо от природы одни владеют в большей мере логическими приёмами мышления, а другие - нет? Как показывают последние исследования детских психологов, развивать логическое мышление можно и нужно с раннего возраста. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, понятия и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

В развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) к наглядно-образному (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов), а затем к словесно-логическому (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов). У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Это достаточно длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, что достигается уже к старшему дошкольному возрасту. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

В дошкольном возрасте закладываются основы мышления ребенка. Логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения новых знаний. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, которое оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Чем лучше будет развито у ребенка-дошкольника мышление, тем выше будет способность к таким мыслительным действиям, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ; тем легче ему будет включиться в процесс обучения в школе.

На современном этапе модернизации дошкольного образования, с учётом закона об образовании и введения федеральных государственных стандартов, особое внимание уделяется качеству образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения. Ведь игра для дошкольников – ведущая деятельность.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, а это вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

И так как на каждом возрастном этапе создаётся определённая «ступенька» перехода к следующему этапу, я начала работу по развитию логического мышления с детьми средней группы.

Для достижения лучших результатов педагогической работы, в группе была создана предметно-развивающая среда, соответствующая современным требованиям и принципам ФГОС, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребёнка:

- игровую;

- продуктивную;

- познавательно-исследовательскую;

- коммуникативную, чтение художественной литературы;

- трудовую;

- двигательную;

- музыкально-художественную.

Доступность, информативность, трансформируемость, полифункциональность центров активности создают условия не только для разных видов активности детей, но и становятся объектом самостоятельной деятельности ребёнка.

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов:

Во-первых, необходимо было заинтересовать детей дидактической настольной игрой.

Во-вторых, необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия.

Сначала я предлагала малышам веселые задания, где требовалось:

- сортировать предметы «на кучки» в зависимости от их цвета, формы, материала;

- классифицировать предметы по общему признаку и разделять карточки с их изображением (фрукты и овощи, обувь и одежда, посуда и мебель);

- составлять картинку из отдельных частей, сложить правильно из кубиков изображение героев мультфильмов.

В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений использовала логические упражнения и игры на классификацию, анализ и синтез. Такие как: «Заплатки», «Найди и раскрась», «Из каких фигур картинка», «Подумай и дорисуй», «Продолжи ряд», «Волшебный мешочек» и т.д.

На занятиях по конструированию я развивала способность детей к логическому синтезу. Мы создавали постройки по заданному образцу, схеме, анализировали их, выделяя основные части, пространственное расположение. На занятиях по аппликации дети учились составлять полное изображение из частей, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.

В совместной деятельности мы занимались в центре развивающих игр с различными настольными играми логического содержания, дидактическими играми: «Мы составляем Петрушку», «Геометрическое лото», «Собери гирлянду», «Найди пару», «Часть и целое», и др.

Игры-головоломки на составление из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений по образцу или по замыслу: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» (См. З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»). Детей привлекает в них занимательность, свобода действий, возможность проявлять творчество и фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.

Детям с более высокими способностями к логическим операциям я предлагала настольные игры логического содержания и игры-головоломки: «Колобок», «Русалочка», «Пингвины на льдинах» и т.п., дифференцируя уровень сложности заданий согласно их возрасту и возможностям.

В игровой деятельности я использовала подвижные игры «Гаражи», «Прокати в ворота», «Кто в каком домике живёт». Игры с мячом «Назови одним словом», «Отвечай быстро», «Скажи наоборот». Сюжетно-ролевые «Забывчивый покупатель», «Помоги Матроскину сделать покупки».

Целенаправленную работу по развитию логического мышления я продолжила с детьми старшего дошкольного возраста.

Для активизации мыслительной деятельности ежедневно, на всех занятиях, вводилась логическая задача, загадка, упражнение логического характера, или игра. Ребята увлекались решением задач на сообразительность, понимая, что для правильного решения необходимо сосредоточится и найти некий «подвох», например:

У кого голова дорога? (У коровы – есть голова да рога.) У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 6 крыльев. Сколько у них хвостов?

Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями.

Поводила так же специальные занятия по элементарному развитию логических представлений.

В совместной деятельности игры, упражнения и задания постепенно усложнялись: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам.

В центре развивающих игр дети занимались более сложными заданиями: различными лабиринтами, головоломками и кроссвордами из детских журналов, картинки-раскраски, где определенной цифре соответствует свой цвет.

Особенно понравилось моим ребятам работать по карточкам с логическими заданиями:

- Логические задачи на поиск недостающего и нахождение закономерностей «Какой фигуры не хватает?» решаются на основе анализа каждого ряда фигур путём их сравнения уже не одному, а по двум, трём признакам, обобщения выделенных признаков.

- Логические задачи на выделение признака отличия «Найди лишнее», в которых постепенно увеличивалось количество отличительных признаков (цвет, форма, размер).

Более способные дети с удовольствием решали задачи на поиск недостающего, сравнивая и по четырём признакам, и требовали от меня всё новые и новые карточки, которые я придумывала по тематике занятий. (Например: инопланетяне, ключи, животные и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте большое значение для развития логического мышления имеет поисково-исследовательская деятельность. Поэтому мною в группе был создан центр экспериментирования "Лаборатория Почемучки", в котором дети с интересом занимались как на занятиях по поисково-исследовательской деятельности, так и самостоятельно. С восхищением они рассматривали в микроскоп насекомых, мелкие песчинки, семена растений. В процессе опытно-экспериментальной деятельности, ребята знакомились с природой звука и света. Экспериментируя, они увлечённо изучали свойства воды и магнитов, различных материалов, делали выводы, составляли свои умозаключения, учились выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём, отстаивать свою точку зрения.

  • деятельность, которую мы с ребятами проводили в группе, способствовала развитию у них познавательной активности, умению стоить причинно-следственные связи, логически мыслить.

Неоценимым подспорьем в педагогической деятельности стали различные интеллектуальные досуги в старшей и подготовительной группе:

- Игры–развлеченья «КВН», где детям предлагались задачи-шутки, задания для капитанов, задания для всей команды, игры на быстроту реакции, направленные на упражнения в умении анализировать, обобщать, классифицировать. Такие игры являются превосходными методами в развитии у детей логических операций. А также на игру «Математический КВН» были приглашены родители и соревновались с командой детей.

- Игры-викторины «Умники и Умницы», где дети решали логические задачи, задачи на сообразительность, смекалку, логические концовки, игры, типа: «Пятый лишний», «Да-Нет», «Найди пару» - такие приемы активизируют мышление, дети показывают все свои знания, находчивость, умение сравнивать, рассуждать, проявляют желание не подвести свою команду, а, значит, выложить максимум знаний.

Все занятия, игры и развлечения способствовали развитию у детей аналитического мышления, его активности, самостоятельности и творчества, сообразительности и находчивости.

Работа по развитию у детей логического мышления проходила в тесном взаимо­действии с родителями, поскольку семья является важнейшим и определяющим фактором развития личности ребенка в дошкольные годы. Для родителей были проведены консультации, родительские собрания, беседы, чтобы показать важность и значимость развития логического мышления, умения рассуждать и доказывать свою правоту для дальнейшего обучения в школе. В совместной деятельности родители познакомились с занимательными познавательными играми, заданиями и получили возможность продолжать эту работу дома, играть, общаться и развиваться вместе с детьми. В уголке для родителей периодически обновлялся материал об этапах развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой. Все это обогащает впечатления детей и родителей, появляются общие интересы, радость общения, и развиваются познавательные интересы детей.

Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе у детей повысился познавательный интерес к интеллектуальной деятельности, дидактическим играм логического содержания, мотивация к занятиям, совершенствовались навыки самостоятельной работы с занимательным материалом, сформировалось умение сравнивать, анализировать, обобщать. Появилось умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, строить причинно-следственные связи. Совершенствовалась речь ребенка, так как он высказывается посредством слова, повысился уровень математического развития детей. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствовало развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. В дальнейшем это поможет ребятам адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применять их на практике, найти свое место в жизни.

Опубликовано: 19.02.2017