Помощь педагогов современной семье по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Тихонова Ирина Сергеевна

Организация: МАДОУ Детский сад № 36

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Россия мучительно пытается осознать своё национальное своеобразие. Педагоги начинают прививать дошкольникам «общечеловеческие ценности» и воспитывать их как «граждан Вселенной» прежде, чем дети поймут, что они – русские, мордва и т.д., и что у них есть Родина.

Самое страшное, на наш взгляд, заключается в том, что у родителей и воспитателей, которые ещё дорожат тем, что они родились в великой стране, средствами массовой информации и общественного мнения искусственно формируется комплекс неполноценности по отношению к себе и своему народу. Как следствие, воспитывающее взрослое поколение постепенно утрачивает тот иммунитет, который мог бы сохранить у детей чувство безопасности от общения с внешним миром, сопричастности к своим корням, гордости от того, что живёшь на своей земле. Многие семьи либо распадаются, либо постоянно решают задачу материального выживания.

Нравственное, трудовое и патриотическое воспитание становится ненужным, так как на него надо тратить душевные силы и время.

Раньше опасность утраты эмоциональной и духовной связи между родителями и детьми тонко чувствовали наши предки. Семейное воспитание являлось главной формой знакомства с миром и формирования духовно-нравственных ориентиров в нём. Это позволяло нашему обществу сохранять стабильность, устойчивость и выдерживать самые страшные испытания, когда само существование народа и государства оказывалось под угрозой. Любовь к Отечеству была обязательным элементом всей воспитательной системы. Предательство и измена Родине воспринимались как измена родным и близким и, соответственно, как одно из самых страшных преступлений.

Сейчас же оказывается нарушенной не просто преемственность старшего и младшего поколений (бабушек и дедушек, мам и пап, внуков), но дети оказываются преданными собственными родителями. Проходя через развод родителей, дети перестают верить в то, что они – «хорошие», что ими можно гордиться, не хотят быть на них похожими. Начинается отторжение от своих корней, а значит, от своей Родины.

Проблема осложняется тем, что во многих, даже полных семьях, дети перестают ценить и уважать своих родителей. Сын и дочь привыкают «пользоваться» их услугами, заботой, любовью, но не научены отзываться тем же, проявлять сострадание и благодарность. За рубежом, например, в Болгарии, для того чтобы наладить эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовать возникновению у детей чувства гордости за своих родителей, ежемесячно в группу приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки на «вечера встреч». Сидя за чаепитием, взрослые рассказывают о том, как сами были маленькими, о своих родителях, предках, родине. У нас это пока не принято.

Нельзя сказать, что данные вопросы не обговариваются с детьми дома или с воспитателем во время занятий по развитию речи, ознакомлению с социальной действительностью. Наоборот, в современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при её изучении происходит подмена нравственных и патриотических целей воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребёнка. Так, детей учат ориентироваться в полоролевых взаимоотношениях в семье, называть профессии родителей, домашний адрес, рассказывать, какая мебель стоит у них в квартире, у кого какая комната и т.д. При этом упускается нечто важное: зачем нужна человеку семья и понимание того, как страшно её потерять. Здесь были бы скорее уместны аналогии с формированием чувства отчизны, родной природы, чем ассоциации с правилами поведения со старшими в транспорте. Для ребёнка подобные правила не являются действенными, если не учитывается реальный опыт взаимодействия детей с другими людьми; если взрослые постоянно не подчёркивают в своих оценках личностную значимость для них того, что сын или дочь следует нравственным нормам; если последствия подобных поступков ребёнка не сопровождаются яркими воспоминаниями о том, как были удивлены и обрадованы или огорчены и растеряны близкие, наблюдая за поведением ребёнка, наконец, если у малыша не сформировано эмоциональное предвосхищение последствий своих поступков, которое опирается на опыт эмоционального «чувствования», эмпатии героям, оказывавшимся в аналогичных ситуациях. Такой опыт можно получить только тогда, когда в процессе воспитания и обучения ребёнка оказываются задействованными механизмы личностного роста в ситуациях непосредственного общения со значимым взрослым, в процессе организации совместной деятельности.

Семья оказывает большое влияние на своих детей и является их первым педагогом. Для семьи должно быть важно, чтобы дети стали настоящими гражданами, умеющими добиваться поставленных целей.

Педагоги ДОУ оказывают посильную помощь современным семьям по приобщению детей к национальной культуре Мордовии. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям, и наша работа по данному направлению строится именно с ознакомления с близкими людьми наших воспитанников (мамами и папами, бабушками и дедушками, братьями и сестрами и т.д.). Мы знакомимся с условиями, в которых живёт ребёнок, интересуемся, кто занимается его воспитанием, и затрагиваем ряд других вопросов.

Нам помогают беседы с родителями, в ходе которых уточняется, какой национальности члены семьи, что они знают о своих корнях. Эффективно проведение с детьми игр: «Назови своё имя», «Это я!», «Помощники в семье» и др. В уголке для родителей мы помещаем консультации на разные темы: «Исторические корни мордовского народа», «Мордовский народ и его культура», «Мой край» и т. д. Здесь же родители могут познакомиться с правилами мордовских народных игр, в которые дети играют в группе: «В петушка», «В гусей и волка» и т.д.

В своих консультациях мы стараемся донести до родителей важную мысль: мордовский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного мордовским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о языке, о декоративно-прикладном искусстве. Национальные отличия сохранятся и в ХХП веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, к декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В группах нашего детского сада проводятся родительские собрания по данной теме, организуются выставки литературы под общим названием «Мой край». Педагогов, несомненно, радует, когда родители просят совета, задают интересующие их вопросы.

Также у нас организован мордовский уголок, в работе которого принимают активное участи родители, помогая в оформлении и оснащении его необходимым материалом (например, обшили куклу-мордовку, принесли книги мордовских авторов, деревянные игрушки).

Конечно, неоценимую помощь в систематической, комплексной работе по приобщению дошкольников к национальной культуре оказывают программа «Мы в Мордовии живем», хрестоматия к этой программе, перспективные планы, которые мы реализуем в своей работе совместно с родителями.

Развивая ребёнка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на приобщении их к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Важную роль в работе с родителями играет проведение устных и письменных опросов, бесед по проблеме патриотического воспитания детей в условиях семьи и детского сада.

Анкетирование родителей проводится обычно в начале и в конце учебного года. Текст анкеты для родителей может включать следующие вопросы:

  1. Затрагиваете ли Вы темы, связанные с патриотизмом?
  2. Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре?
  3. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит?
  4. Как Вы акцентируете на этом внимание?
  5. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребёнок?
  6. Устраиваете ли Вы совместные чаепития?
  7. Читаете ли Вы ребёнку русские и мордовские народные сказки? Как часто? Кто чаще всего читает?
  8. Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные потешки:

а) до прихода в детский сад;

б) после детского сада;

в) укладывая спать.

  1. Есть ли дидактические игры, связанные с ознакомлением национальных обрядов и традиций. Если есть, то какие?
  2. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка?
  3. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.

При этом может быть выявлена специфика формирования отношенческого компонента педагогической компетентности родителей в области патриотического воспитания детей.

В «погоне» за эффектными методами и формами обучения, новейшими образовательными технологиями воспитывающие взрослые забывают про своих детей, так как ориентируются на результат, в первую очередь, на обеспечение, как сейчас говорят, «равных стартовых условий для поступления ребёнка в школу», на реализацию их прав на образование.

Между тем самое главное право, реализации которого от взрослых ждут дети – это право на любовь. Если они будут знать и чувствовать, что их любят, это будет самым главным условием сохранения русского мира. Однако современные взрослые не всегда помнят о том, что дети нуждаются в демонстрации, проявлении любви, их не всегда учат проявлять любовь и быть благодарными за любовь других. Это же касается проявления любви к своей семье, родной природе и культуре, опыта патриотического поведения.

Опубликовано: 22.01.2017