Особенности преподавания математики в школе пенитенциарной системы

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Кащеева Ольга Михайловна

Организация: КОУ «Средняя школа №2 (очно-заочная)»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель-ученик», и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.

В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.

В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Школа должна не только транслировать знания, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться. .

Наши ученики – это осужденные особого и строгого режимов содержания, неоднократно судимые, ряд из них – по тяжелым статьям. Вследствие асоциального образа жизни, длительного пребывания в агрессивной среде большинство обучающихся-осужденных имеют низкий уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), имеют большие пробелы в знаниях. Кроме того, у большинства учащихся практически отсутствует мотивация к учебному труду. Наши ученики по разным причинам не смогли окончить дневную школу, составляя контингент «трудных» подростков с девиантным поведением. Большинство обучающихся-осужденных пребывают в исправительном учреждении за рецидивы: драки, мелкие кражи, мошенничество.

В своей педагогической деятельности я использую систему образовательных технологий, адекватных содержанию  обучения математики с учетом особенностей осужденных учащихся: оптимального сочетания форм учебной работы в структуре уроков разных типов.  Моя методическая система сформирована на основе применяемых образовательных технологий.  На выбор технологии оказали влияние такие факторы, как особенности предмета – математики и специфика контингента обучающихся. В своей работе я чаще других использую технологию адаптивной системы обучения, включая элементы технологии развивающего обучения и элементы личностно-ориентированного обучения.

Они позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. Эти технологии не ставят основной целью обеспечения развивающего обучения, но в процессе реализации этих технологий у обучаемых может происходить развитие таких психических процессов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений и самостоятельности.    

Опыт показывает, что заинтересованная работа учащихся на уроке способствует формированию у них стремления к самообразованию, помогает выработать самостоятельность  мышления, воспитывает творчески мыслящих людей, что ведет к эффективности современного урока. .

   Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении, соблюдая принцип доверия и поддержки, я помогаю ученику овладеть системой теоретических и практических знаний. На этапе первичного объяснения материала возможно использование опорных конспектов. Они  не только обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и позволяют увеличить объём изучаемого на уроке материала, но и дают возможность выйти за рамки учебника и программы. Озвучивая сигналы, учащиеся осуществляют взаимоконтроль знаний. Иногда ученики проверяют работы друг у друга. И хотя эти отметки носят условный характер, считаю важными само- и взаимопроверки, так как они помогают взаимообучаемости на уроке и дают возможность каждому ученику побыть и учеником, и учителем. Подобный подход помогает самоутверждению ученика как личности, даёт ему возможность показать и развить  свои способности. Достижение успеха в подобном виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление обучающимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». 

Важным средством, помогающим в моей работе, является использование в процессе обучения игровых методов, как компонента личностно-ориентированного подхода. Особенность игры заключается в том, что школьнику не даётся готовый образец, и он сам должен найти путь решения. В этом случае  требуется самостоятельная работа мысли, которая способствует развитию творческого мышления, возбуждает интерес к учению.  Игра на уроке - это обычное упражнение в занимательной форме. Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику, что способствует его стремлению к развитию своих природных и приобретенных возможностей.        

В процессе целенаправленной работы по воспитанию социально адаптированной личности у обучающихся формируется готовность к самостоятельным действиям и поступкам, развивается способность к сотрудничеству, вырабатывается доверие, коллективизм и ответственность за свои действия, вырабатывается потребность в учебном и профессиональном труде, повышении квалификации.

Деятельность в этом направлении многопланова и трудна, требует от учителя большого упорства, настойчивости, специальных знаний, склонности к педагогической работе, творческого подхода к делу. Общеобразовательная школа занимает особое место в системе исправления осужденных. Обучаясь, человек усваивает не только специальные знания, навы­ки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающихся, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. .    

Надеяться на быстрый скачок бессмысленно! Но впереди еще долгий и тернистый путь!..  

Список литературы:

  1. Верцинская И.О. О трудных детях // Воспитание школьников. – 1990. – №1. – С. 60–65.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. – 112с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с. 
  4. Селевко Г.К., Селевко Г.Г. Социально-воспитательные технологии // Школьные технологии. – 2002. –  №3. –  С.38 – 42.
  5. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979. –

             144с.

  1. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной

      школе /М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

Опубликовано: 01.12.2016