Организация развивающей предметно - пространственной среды по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Андреева Татьяна Владимировна, Ракко Наталья Александровна

Организация: МДОУ Детский сад № 14

Населенный пункт: Архангельская область, г. Новодвинск

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего нашего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с дошкольного возраста.

Для успешного обучения правилам безопасного поведения  в нашей группе создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда, которая направлена на формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

В группе оборудован уголок по ПДД. Для того чтобы подобрать название для него в группе среди родителей был объявлен конкурс на лучшее название для уголка. Теперь он называется «Островок безопасности».

Содержание уголка:

  • Набор транспортных средств.
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств.
  • Макеты светофоров (пешеходного и транспортного).
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» 
  • (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки.
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж»«собери светофор»«Найди такую же картинку»«Машины большие и маленькие».
  • Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.
  • Макет с двусторонним движением; на макет улицы нанесен пешеходный переход. Простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть.
  • Светофор объемный (Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки)
  • Крупные и мелкие дорожные знаки.
  • Картинки дорожных знаков, картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры»«Найти такую же картинку»
  • Машины спецтехники.
  • Игрушки - различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный)
  • Дидактические игры («Трудные виражи» «Как можно и как нельзя»«Автомагазин», «Собери светофор»).
  • Подборка книг (А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», А. Барто «Машины», Кожевникова «Светофор», иллюстрации с различными видами транспорта.
  • Картотека наблюдений («Пешеходы на перекрестке»«Светофор»«Автобус, троллейбус»);
  • Картотека подвижных игр («Машины и светофор»«Машины едут по улице», «Лошадки»).

Обучая детей правилам дорожного движения, мы не только используем методический и иллюстрационный художественный материал, но и создали совместно с родителями в группе игровую зону. Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений дошкольников о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций. Используя макеты и игровые поля в сюжетно – ролевых играх, дети могут реализовать себя как активные участники дорожной ситуации. Они учатся ролевому диалогу, ролевой цепочке действий, моделируют ситуации взаимоотношений в условиях дорожного движения.

Ежегодно, в нашей группе организуется конкурс поделок и выставка рисунков на тему «Правила дорожные – всем знать положено!»», где принимают участие родители и дети.

Чтобы разнообразить работу по этой теме, мы используем инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые проводятся на макете. В этих играх дети учатся различать, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Во время алгоритмических игр дети учатся ориентироваться в пространстве, развивается монологическая речь, логическое мышление. Вот несколько таких игр, которые используются в работе: «Переход улицы без светофора»«Дорога домой» и другие.

Таким образом, в группе создана   развивающая предметно – пространственная  среда по ознакомлению детей  дошкольного возраста  с правилами дорожного движения. Полученные знания пригодятся воспитанникам и их родителям в дальнейшем: сохранят не только здоровье, но и жизнь!

Список используемой литературы:

  • «Улица, транспорт, дорога». Безопасность малышей, пособие для детских садов и школ раннего развиться, автор Е. В. Баринова.
  • ПДД в детском саду, развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД., перспективное планирование, конспекты занятий, автор Н. В. Елжова издание третьего Ростов – на – Дону, феникс 2013.
  • Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии, авторы – составители Г. Д. Белявская, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, Э. Г. Шамаева, издательство «Учитель», г. Волгоград 2013.
  • Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Творческий центр Москва 2007 г. Под редакцией Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина
Опубликовано: 13.11.2016