Применение инновационных технологий как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках домоводства

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Ксенофонтова Светлана Николаевна

Организация: ГБОУ Бугульминская школа №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Бугульма

Жизнь требует от современного учителя инновационного внедрения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности, которая  должна способствовать формированию у обучающихся системы социально-бытовых знаний для того, чтобы они имели реальные возможности для интеграции в обществе.   

   Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, умелое сочетание методов обучения, использование инновационных подходов к организации творческой  деятельности обучающихся, дает положительные результаты: высокий уровень обученности обучающихся; повышается эффективность обучения через создание для обучающихся адаптивной по возможностям и способностям образовательной среды.  Применяемые на уроках домоводства инновационные образовательные технологии направлены на формирование системного творческого мышления обучающихся и на их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач.

   Основные направления, по которым ведется инновационная работа на уроках домоводства: 1 направление – применение заданий с элементами программированного  обучения: перфоконверт, перфокарта; тестирование, анкетирование; цифровые и буквенные задания; дидактическая запрограммированная игра.

   Применение программированного материала на уроках позволяет учителю выяснить степень готовности всех обучающихся класса к изучаемой теме, а также каждого ученика в отдельности. Например, во время изучения темы «Домашняя аптечка» ученикам в 7 классе было предложено заполнить перфокарту с определениями «Внутреннее лекарство», «Наружное лекарство». При изучении темы «Расчет стоимости покупки» или «Расчет оплаты за электроэнергию» ученики выполняют цифровое задание по выполнению счета. Изучая тему «Пригородные поезда». Направления» работа проходит в занимательной форме в виде буквенного задания из области географии, и т.д.

   Составление опорных таблиц-алгоритмов на уроках домоводства стимулирует умственную деятельность обучающихся со сниженным интеллектом. Помогает сконцентрировать их внимание, дает возможность задуматься над способом выполнения задания.

2 направление – применение ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности учителя домоводства: подготовка презентаций для демонстрации слайдов во время урока; разработка компьютерных заданий и дидактических игр; применение обучающих компьютерных игр.

   Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у обучающихся интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни.

3 направление – подходы к содержанию и организации контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности школьников: - самопроверка; взаимопроверка; система поощрения правильных ответов в виде значков и фишек; диаграммное или пороговое отслеживание результатов деятельности учащихся на уроке.

   Гуманизация посредством содержания предлагаемой работы предполагает предоставление ребенку выбора задания. К таким работам следует отнести выполнение заданий по разно уровневым карточкам. Именно такой подход к контролю учебной деятельности обучающихся снижает у детей состояние тревожности, дискомфорта, утомляемости, улучшает морально-психологический климат в классе, позволяет повысить успеваемость. Такой же положительный эффект дают и дифференцированные задания. Распределение упражнений по уровням сложности и по прикладной тематике позволяет ученику выбрать задание в соответствии со своими способностями и познавательными интересами. Поддержание познавательной активности обучающихся в ходе контроля за уровнем знаний – одно из основных условий успешности усвоения учебного материала. Занимательные формы контроля: кроссворды, игры, ребусы и др. помогают оживить опрос, активизировать работу учащихся, снять усталость и напряжение на уроке, способствуют развитию творческих способностей ребенка, тренировке памяти

4 направление – интегрированное обучение.

   Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной и общественной жизни выпускников коррекционной школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

5 направление – интерактивное обучение.

   Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

   Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

  Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

   Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

   В заключение отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.  Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

6 направление – здоровьесберегающие технологии.

7 направление - нетрадиционные уроки.

     Опыт проведения нетрадиционных форм урока домоводства показал, что они поддерживают интерес обучающихся к предмету и повышают мотивацию учения, дают возможность развивать творческую самостоятельность учеников, обучать работе с различными источниками знаний. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:  формирование у учащихся интереса и уважения к предмету; воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний; развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика; с помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

     Такие уроки можно проводить в классах с различным уровнем развития обучающихся. Обучающимся интересны такие уроки. Они развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако, слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

     Анализ инновационных технологий, применяемых на уроках домоводства, показывает, что работа ведется в комплексе, носит системный характер, "завязывается" не на отдельном учебном предмете, одном методе обучения или форме работы, а охватывают систему обучения в целом (осуществляется перенос с одного учебного предмета на другой). Эту работу я имею возможность осуществлять на своем уроке, как  учитель. Предлагаемые мной формы работы направлены на дальнейшую успешную адаптацию и интеграцию учащихся школы VIII вида в современное общество.

Литература:

1. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная   практика. - Спб,1997. - с. 8.

2. Кларин , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - М., 1989.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - с. 255-256

4. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста. / Психологическая наука и образование. № 2, 2000. - с. 45 - 67.

5. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. - СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, 2004.

6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология действий контроля и оценки на разных этапах становления и развития учебной деятельности учащихся (рукопись) - 380 с.

7. Подростковая школа развивающего обучения (цели, содержание, оргформы)./ Под ред. Б.Д. Эльконина. - М, 1999. - с. 13 (на правах рукописи).

8. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М., МоиПК, 2000. - 15 с.

9. Инновации в образовании: сб. науч. тр. - М. : АПК и ПРО, 2001.

Опубликовано: 29.10.2016