Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников условиях реализации ФГОС ДО

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Вагнер Татьяна Валериевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 2

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд одной из самых актуальных. Происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений главных субъектов образовательного процесса.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и пр.) заставляют искать новые формы общения с родителями.

Сегодня в педагогическом сообществе  идет поиск новых путей модернизации системы дошкольного образования. А в качестве одной из важнейших задач выдвигается - создание условий для включения семьи как активного и ответственного субъекта образовательного процесса.

Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В связи с этим акцентируется внимание к семье как к таковой, являющейся важнейшим социальным воспитательным институтом.

Ключевая роль и ответственность в процессе организации продуктивного взаимодействия с семьей в интересах развития ребенка на настоящем этапе отводится педагогическим работникам, как людям, профессионально осуществляющим образовательный процесс.

Как показывает практика, эффективность реализации взаимодействия образовательного учреждения, в нашем случае, дошкольного, с семьей при прочих равных условиях определяется личностью педагога, его ориентацией на налаживание отношений с семьей и компетентностью в вопросах реализации взаимодействия.

Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, став для родителей союзниками, партнерами и единомышленниками.

Детский сад  сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Сейчас активно разрабатываются и применяются на практике новые технологии, новые формы сотрудничества образовательных организаций с семьей. Особенно актуальны в наши дни интернет технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.

Современные родители -  грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому особую актуальность приобретает поиск таких форм сотрудничества семьи и детского сада.

Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового и современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно-коммуникативного пространства в дошкольном образовании.

Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями;

• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.

На современном этапе, как показывает изучение передового опыта дошкольных образовательных учреждений, без родителей не проходит ни одно мероприятие, т. е. сегодня активно реализуется принцип «семья – детскому саду». Родители шьют костюмы, принимают участие в написании сценариев, приносят угощения, реализуют проекты на разные темы, проводят воскресные экскурсии с детьми, создают фотоальбомы, участвуют в совместных выставках и др.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их  в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Одной из таких  форм в нашем ДОУ является  - общение с семьями воспитанников через  он- лайн сервисы интернета.

На сегодняшний день такая форма получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ:

- сайт образовательного учреждения;

- вебинар;

- Скайп (Skype);

- блог;

- социальная сеть;

- трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);

- электронная почта;

- Вайбер (Viber);

- Whats App.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2002.
  3. Свободная электронная энциклопедия «Википедия» URL: http://ru.wikipedia.org
Опубликовано: 22.10.2016