Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников условиях реализации ФГОС ДО
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Вагнер Татьяна Валериевна
Организация: МБДОУ Детский сад № 2
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд одной из самых актуальных. Происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений главных субъектов образовательного процесса.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и пр.) заставляют искать новые формы общения с родителями.
Сегодня в педагогическом сообществе идет поиск новых путей модернизации системы дошкольного образования. А в качестве одной из важнейших задач выдвигается - создание условий для включения семьи как активного и ответственного субъекта образовательного процесса.
Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В связи с этим акцентируется внимание к семье как к таковой, являющейся важнейшим социальным воспитательным институтом.
Ключевая роль и ответственность в процессе организации продуктивного взаимодействия с семьей в интересах развития ребенка на настоящем этапе отводится педагогическим работникам, как людям, профессионально осуществляющим образовательный процесс.
Как показывает практика, эффективность реализации взаимодействия образовательного учреждения, в нашем случае, дошкольного, с семьей при прочих равных условиях определяется личностью педагога, его ориентацией на налаживание отношений с семьей и компетентностью в вопросах реализации взаимодействия.
Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, став для родителей союзниками, партнерами и единомышленниками.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Сейчас активно разрабатываются и применяются на практике новые технологии, новые формы сотрудничества образовательных организаций с семьей. Особенно актуальны в наши дни интернет технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.
Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому особую актуальность приобретает поиск таких форм сотрудничества семьи и детского сада.
Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового и современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно-коммуникативного пространства в дошкольном образовании.
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.
На современном этапе, как показывает изучение передового опыта дошкольных образовательных учреждений, без родителей не проходит ни одно мероприятие, т. е. сегодня активно реализуется принцип «семья – детскому саду». Родители шьют костюмы, принимают участие в написании сценариев, приносят угощения, реализуют проекты на разные темы, проводят воскресные экскурсии с детьми, создают фотоальбомы, участвуют в совместных выставках и др.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Одной из таких форм в нашем ДОУ является - общение с семьями воспитанников через он- лайн сервисы интернета.
На сегодняшний день такая форма получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ:
- сайт образовательного учреждения;
- вебинар;
- Скайп (Skype);
- блог;
- социальная сеть;
- трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);
- электронная почта;
- Вайбер (Viber);
- Whats App.
Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.
Литература:
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2002.
- Свободная электронная энциклопедия «Википедия» URL: http://ru.wikipedia.org