Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольников

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Данилова Анастасия Игоревна

Организация: МБДОУ №12

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события или явления. Рассказ должен строится из ряда предложений, которые связаны между собой последовательно и логически, должен характеризовать существенные стороны и свойства предмета. То есть, речь ребёнка должна быть связной! В наше время технического прогресса с сожалением надо отметить, что дети стали хуже владеть языком.

Одна из причин нарушения речи – это синдром дефицита внимания. Наряду с проблемами соматического здоровья дошкольников, главная отличительная черта современного общества – это подмена живого общения общением с техникой. Также просматривается недостаток общения родителей с детьми, их нежелание видеть речевые нарушения детей. Умение пользоваться техникой и казалось бы большая информированность детей, на самом деле не восполняет их словарный запас. В итоге, на сегодняшний день  -  образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):  «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Целью педагога является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Старший дошкольник может общаться с людьми разного пола, возраста, социального положения.

Дети овладевают родным языком через восприятие и говорение, то есть через речевую деятельность. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Важно правильно подобрать технологии, способствующие, совершенствованию речи дошкольников,  учесть факторы, эффективно влияющие на процесс её развития.

И вот тут в помощь педагогу выступает мнемотехника. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Что же такое мнемотехника?  Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Методика мнемотехники реализуется через использование мнемотаблиц и графических рисунков

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Работа с мнемотаблицами помогает решать следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. От простейших мнемоквадратов к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Работа с таблицами проводиться поэтапно:

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

На первом этапе работы предлагаются мнемотаблицы, изображающие простые действия, такие как одевание, сервировка стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому предложенные картинки, расшифрованные вместе со взрослым и пересказанные им самим, помогают ребёнку воспроизвести поэтапно нужные действия (например, одевание). Затем мнемотаблицы усложняются.

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Дети учатся анализировать и выделять признаки предмета:

1. Величина

2. Цвет

3. Форма

4. Из какого материала сделана игрушка?

5. Из чего состоит (детали)?

6. Как с этой игрушкой можно играть?

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- его последовательность,

- лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений наизусть. Слова, словосочетания кодируются или детьми с воспитателем, или самими детьми  и выстраивается схема. Используя эту схему, ребёнок воспроизводит стихотворение по памяти. Этапы работы со стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме .

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Использование мнемотаблиц, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Мнемотаблицы:

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Из всего выше сказанного следует, что чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше педагог сможет подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
  2. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
  3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
  6. Широких Т. Т. Учим стихи - развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
  7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  8. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.
Опубликовано: 12.10.2016