Актуальные формы взаимодействия с родителями

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Кочеткова Светлана Анатольевна

Организация: МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы совместной работы педагогов и родителей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Проанализированы характерные условия проведения данной работы. Выявлена проблема воспитания детей дошкольного возраста. Дана развёрнутая характеристика этапов работы с родителями. На основе приведённых примеров, автором делается вывод о пользе дальнейшего использования родительских собраний как основного метода плодотворного взаимодействия педагогов с законными представителями воспитанников детского сада.

 

Работа с родителями - очень важный аспект в работе педагогов детского сада. Семья и дошкольное учреждение являются единым общественным институтом, выполняя единую задачу и работая в унисон друг с другом. Но, как показывает практика, педагоги и родители в некоторых случаях не всегда становятся единомышленниками. Для того, чтобы этого не происходило, педагоги используют в своей работе новые и интересные формы работы с родителями. Это способствует самому непосредственному влиянию на семейное воспитание.

Самой распространенной формой взаимодействиями с семьями воспитанников являются родительские собрания. Очень важно сделать это мероприятие не формальной встречей, а встречей партнеров и энтузиастов своего дела. Для этого необходимо создать теплую дружественную обстановку. Чтобы общение между педагогами и родителями воспитанников было полноценным, необходима открытость в работе всего детского учреждения. Информация должна быть доступной для родителей. Они, как законные представители своих детей, должны знать о них все. Необходимо привлекать родителей к участию в жизни группы, оказанию помощи в подготовке и проведении различных мероприятий.

Одна из самых удачных позиций является, на мой взгляд, деловая позиция «вместе», во время которой педагог находится как бы рядом с родителями в процессе воспитания ребенка. Работают они в унисон в процессе обучения и развития. Используя такую схему совместной работы, родителям и педагогам легче найти общий язык, легче налаживать контакт друг с другом и становиться хорошими партнерами.

Любое родительское собрание не должно озвучивать готовые  советы и рекомендации. Лучше всего, если эти решения  будут делать сами родители после данного мероприятия.  Не надо акцентировать их внимание на важных на ваш взгляд моментах. Лучше всего, если выводы из полученной информации будут делать сами родители. Они сами выберут необходимую для себя информацию.

Очень часто при проведении собраний возникают спорные ситуации,  дебаты, дискуссии. Это как раз показывает педагогу, что его работа была не напрасной. Информация затронула родителей и заставила их над ней задуматься. Ведь каждый человек имеет собственное мнение и право соглашаться с каким-либо вопросом или нет. Главная цель таких дискуссий – поиск истины, решения данной проблемы.

Чтобы родительское собрание не стало формальностью, очередной отпиской, педагогам необходимо подойти к этому вопросу со всей своей ответственностью, энтузиазмом. Подход должен быть творческим, не формальным. Педагог должен вложить всю свою душу и фантазию в подготовку и проведение данного мероприятия. Если предусмотреть все нюансы, проблемные ситуации, то можно избежать очень многих каверзных ситуаций и сделать родительское собрание желанным для родителей, мероприятием, на которое они будут идти с большим удовольствием и очень охотно.

Задача педагогов младших групп – познакомить родителей с такой формой совместной работы. Идет активная ознакомительная работа. Родителей в малой степени привлекают к подготовке и проведению собраний. Совсем другая ситуация в старших и подготовительных группах, где родители уже должны становиться полноценными участниками, помощниками и союзниками.

Очень важно перед собранием педагогам провести анкетирование родителей. Провести опрос. Делается это для того, чтобы родителям было легче сформулировать свои вопросы и проблемы – в письменной форме, если устно они затрудняются их озвучить.

К вопросу работы с родителями необходимо подойти грамотно, учитывая психологические моменты, ведь важным стимулом в любой работе может служить похвала. Родителей необходимо хвалить за интересные советы, жизненные примеры.

Грамотные педагоги помогают родителям разобраться в вопросах воспитания и общения с ребенком, для того, чтобы направить его развитие в нужное родителям русло. Родители должны очень четко понимать, что вообще можно и необходимо делать с сыном или дочкой, а что делать просто запрещено и недопустимо. В этих вопросах всегда помогут грамотные педагоги, профессионалы своего дела.

Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и родителей всегда должно быть оценено. Это повышает качество сотрудничества всех взрослых, воспитывающих ребенка.

Каждому человеку, полноценному члену общества, всегда нравится делать то, что его интересует и что ему интересно. Поэтому основным, первостепенным направлением в плодотворной работе с родителями будет стоять задача заинтересовать их работой с детским садом, мотивировать на тесное совместное сотрудничество.

Список литературы:

1. Жесткова Л.С., Баркан С.Н., Лузай Н.В. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2014. 80 с.

2. Кудрявцева Е.А., Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей, М., Мозаика-Синтез, 2007. 200 с.

Опубликовано: 30.09.2016