Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала на уроке русского языка

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Рябова Галина Леонидовна

Организация: МАОУ ВСОШ

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Опыт учителя русского языка показывает, что усвоение учащимися нового материала происходит намного быстрее и эффективнее, если школьников специально подготовить к этой работе.

В педагогической литературе вопрос о подготовке учащихся к активному усвоению нового материала находит всё более широкое освещение, однако в методике русского языка он представлен недостаточно, особенно при обучении орфографии.

Учитывая важность совершенствования процесса изучения грамматических и орфографических правил, мы разработали некоторые методические приёмы подготовки учащихся к усвоению нового материала. Для того, чтобы началось активное усвоение новых знаний, учителю необходимо выдвинуть перед учащимися познавательную задачу, поставить вопрос, вызвать у них некоторые представления, обострить собственное желание узнать новое.

Задача учителя – психологически подготовить ребят к восприятию нового материала и так построить работу, чтобы они восстановили в памяти всё ранее изученное по данному вопросу и только на этой основе получали новые знания. В противном случае многим учащимся иногда кажется, что им уже всё знакомо по данной теме, что ничего нового в ней нет. Отсюда – скука на уроках и безразличие к предмету изучения.

Итак, проблема, стоящая перед учителем на данном этапе урока: как подготовить учащихся к усвоению нового материала и как организовать его подачу, чтобы получение этих знаний стало практической необходимостью для ученика. Существует немало приёмов для активизации работы учеников. Это создание проблемных ситуаций как основы проблемного обучения, использование элементов занимательности, опора на уже изученный материал и другие.

Так, привлекая старый материал в процессе изучения нового, учитель сталкивает учащихся с внешними противоречиями, возникающими между уже имеющимися у них знаниями и теми, которые нужно приобрести. Специфика этой работы заключается в том, что в процессе опоры на уже известное знание в сознании учащихся возникает проблемная ситуация. Создание точки опоры в знаниях и представлениях учащихся не только поможет им лучше уяснить новое, но и повторить старое. Так, при изучении правописания Н и НН в суффиксах причастий опираемся на знания учащихся  об образовании страдательных причастий прошедшего времени, о составе слова и прибегаем к синтаксическому анализу слов в предложении. Кроме того, связываем данный материал с правописанием этих же суффиксов в прилагательных.

При этом очень важно постоянно вычленять и подчёркивать то новое, что узнают учащиеся. Постоянная фиксация внимания учащихся на крупицах нового, которые углубляют и систематизируют знания, мобилизуют внимание, заставляют учащихся лучше усваивать логику мысли, вникать в сущность грамматических явлений. Приведём пример создания проблемной ситуации при изучении темы «Чередования гласных  в корнях ЛАГ – ЛОЖ» в 5 классе. После закрепления правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель говорит, что сегодня будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, - говорит учитель, - давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих  слов: заря, умирать. Естественно, что большинство учащихся пытается проверить их ударением. Однако такая проверка, как выясняется, приводит к ошибкам. Учащиеся убеждаются, что это какой-то иной случай. Создаётся проблемная ситуация, появляется интерес к новому языковому явлению.

Осуществляя связь нового со старым перед изучением языкового материала, можно, кроме создания проблемной ситуации, использовать и ряд других весьма эффективных приёмов: предварительное обзорное раскрытие темы, приём сравнения, логическое обоснование темы урока. Остановимся подробнее на некоторых из них. При подготовке учащихся к активному восприятию нового материала полезно использовать приём сопоставления. Из пройденного следует привлекать такой материал, с которым можно сопоставить основные положения нового материала. Так, перед изучением темы «Правописание о и ё в окончаниях существительных после шипящих» необходимо сопоставить  правописание о и ё после шипящих в корне слова. В дальнейшем весь этот материал послужит базой для более широких обобщений.

Итак, если учащиеся подготовлены к активному усвоению новых знаний, если в результате противоречия между известным и неизвестным в их сознании  возникли познавательные вопросы, значит они лучше сосредотачивают внимание на материале урока, в результате чего изучаемая тема запечатлевается в их памяти прочнее.

Использованная литература:

  1. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе/ Дрофа: Москва, 2014.
  2. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС  / Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015.
Опубликовано: 28.09.2016