Современные психологические технологии в дошкольном образовании: сказкотерапия

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Купцова Ксения Александровна

Организация: МБДОУ Детский сад № 7

Населенный пункт: Саратовская область, г. Калининск

В отечественной психологии считается, что психика человека «носит как осознанный, так и неосознаваемый характер». Неосознаваемый характер психики принято называть бессознательным. Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, непроизвольном запоминании и т.д. Существует устоявшееся мнение, что ребенок рождается человеком, который не осознает себя, следовательно, структура его психики состоит только из бессознательного. В процессе развития и воспитания ребенка происходит становление его сознания. Бессознательная часть уравновешивается сознательной. Постепенно и бессознательная сфера становится более структурированной. Познавательные функции ребенка получают должное развитие с использованием знаково-символических представлений, мышление его приобретает образность, разносторонность. Благодаря аккумулированию в сознании образов, символов и присущих им значений, свойств и функциональных особенностей, ребенок получает возможность анализировать  информацию, проводить аналогии, делать предположения, в конечном итоге – мыслить, представляя в своем сознании полную картину, созданную из познанных образов, сгруппированных в должном порядке. Для развития способностей к познанию новых явлений, предметов, понятий у ребенка, необходимо ознакомить его с реальным носителем значения этого явления или понятия или их изображением. Родители (учителя) могут комментировать действия, которые необходимо выполнить ребенку, тем самым задавать верный путь исследования данного явления. Со временем нужно передать функцию речевого сопровождения процесса ребенку, переключить его на самостоятельное выполнение работы. После этого в качестве задания попросить ребенка прокомментировать проведенную работу уже в отсутствии явления, основываясь на воспоминания, образы, сформированные в сознании. Далее можно попросить провести аналогии, сделать предположения о возможности перенесения полученных умений на работу с другим явлением. Впоследствии, при анализе проведенной работы, ребенок будет вспоминать произведенные действия и сделанные выводы в виде комплекса образов, ассоциированных с данным явлением.

Общение – вербальное и невербальное, несет как информацию, так и эмоциональное воздействие. Речь и письменный текст воздействуют на эмоциональную сферу личности и ее эмоциональные состояния при достаточном времени воздействия. Одним из первых вербальных воздействий на еще не сформированную психику ребенка являются сказки. Рассматривая вербальное воздействие сказки на психику ребенка, необходимо рассматривать несколько источников, из которых оно формируется.

Проблема вербального воздействия имеет основные аспекты: лингвистический, медицинский, психологический. Каждый их этих аспектов представляет сложную систему, состоящую из не менее сложных подсистем. 
В данной статье рассматривается психологический аспект воздействия сказки на психику ребенка.

Все сталкивались с явлением, когда ребенок просит много раз почитать «любимую сказку», даже зная ее наизусть. Или рассказать сказку, и именно теми же словами, что и ранее. Или играть в одни и те же игры. Повторение слов, информации, действий ребенку необходимо в этот период для нормального развития. И чем труднее эмоционально у малыша был день, нужнее ему «любимая сказка», тем настойчивее просьбы. Сказка необходима, чтобы с помощью повторения привычного, знакомого, приятного ее воздействия привести психику в равновесие, 

Это происходит на втором году жизни ребенка. Здесь включается психологический механизм навязчивостей. Они являются очень важной защитой от эмоционального состояния ранней тревожности, а так же вины. Позднее навязчивости меняют процессы вытеснения, лидирующие среди защит. Поэтому взрослые часто не помнят событий своего детства, особенно, если события эмоционально тяжелы. Но на уровне бессознательного весь этот грустный или страшный эмоциональный груз сохраняется, давая знать о себе только симптомами. В процессе формирования Эго и его постоянной борьбы с тревогой, как результат, формируются символы, которые через структуру бессознательного влияют на эмоциональные состояния.  Именно архетипическими символами так богаты сказки. В биологии есть понятие «импринтинг» – первое запечатление, т.е. «быстрое включение в работу врожденных, генетически запрограммированных, практически готовых форм поведения под влиянием соответствующих пусковых стимулов». В детстве ребенок проходит через это явление. И встреча со сказкой подвержена тем же психологическим законам первого восприятия.

Важное условие заключается в том, на какую психологическую ткань ляжет конкретное первое восприятие, что обусловлено и подготовлено особенностями формирования во взаимоотношениях с первым ухаживающим объектом. От этого зависит, какая сказка станет для ребенка «синхронной» его эмоциональному состоянию, с какими героями он захочет идентифицироваться: с добрыми или злыми, благополучными и счастливыми или несчастными. В эту сказку, как правило, будучи уже взрослым человеком, он продолжает «уходить» в своих жизненных сценариях. 

Один из самых важных вопросов воспитания – это помощь детям в формировании здорового характера. Ребенок приходит в мир с большим потенциалом талантов. В нем также заложены некие черты характера, которые ему предстоит развить. Очень часто бывают ситуации, когда взрослые хотят помочь ребенку, но не знают, как это сделать. Не всегда взрослые могут найти подходящие слова и помочь ребенку выразить свои чувства.  Ребенку может казаться, что в целом мире его никто не понимает, и он оставлен один на один со своей проблемой. И тогда на помощь взрослому приходит сказка. В мире сказок ребенок чувствует себя «как рыба в воде», ведь фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. В сказке ребенок может увидеть похожую на свою проблемную ситуацию и встретить возможности её решения. Таким образом, добрые и правильные сказки не только способствуют гармоничному развитию психики ребенка, но и заметно помогают улучшить взаимопонимание взрослого и ребенка.

Опубликовано: 12.08.2016