Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся на урок
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Бахтина Елена Борисовна
Организация: МБОУ СОШ №5 им.К.П.Феоктистова
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся на уроке – одна из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем, реализующим образовательные программы в соответствии с ФГОС. Бесспорно, контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения на уроке.
Методы контроля — это способы диагностики, позволяющие получить данные об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Известны разнообразные методы контроля. Данные методы должны обеспечивать связь между педагогом и учащимся, диагностировать уровень обученности по предмету, указывать возможные варианты педагогических коррекционных мер. Контроль в процессе обучения позволяет определить уровень усвоения знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения в рамках реализации ФГОС и административных документов. Кроме того, наличие контроля и учета знаний позволяет выставить оценку.
Именно оценивание деятельности учащихся вызывает бурные споры в педагогических кругах. Учителя задаются вопросами: как оценить деятельность микро и макрогрупп, как дифференцировать вклад каждого учащегося в общий процесс. Как увязать самооценку, личностную рефлексию и доминантное мнение учителя.
Для успешной организации процесса обучения учитель учитывает следующие критерии: качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике же чаще применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домашней работы, тестирование. Однако развивая речь, логику, мышление, коммуникативные возможности, устный опрос имеет и свои недостатки, так как требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока проверить знания не более 5-6 учащихся. Чаще всего используется другая модификация метода устного опроса, позволяющая опрашивать значительное количество учащихся, называемая фронтальным опросом. Однако, при фронтальном опросе трудно выставлять учащимся объективные оценки, так как ответ на один-два небольших вопроса не дает возможности определить правильность усвоения всего пройденного материала. Наиболее объективной считают выставление поурочного балла за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока либо урочной темы. Так, ученик может дополнять, уточнять и углублять ответы.
Письменный опрос в средней школе является одним из ведущих методов контроля. Данный вид проверки довольно эффективен, но не следует его применять из урока в урок, заменяя живое человеческое общение. Наиболее распространенной письменной формой сегодня является тестирование в формате ЕГЭ. Однако в них не учитываются психолого-педагогические особенности и требования процесса обучения. Кроме того, процесс тестирования весьма трудоемок и отнимает у учителя много времени при проверке.
В своей педагогической практике для проверки знаний и умений учащихся на уроке я использую интеллект- карты, компьютерное тестирование, ранжированные задания. Считаю, что процесс контроля и учета знаний тоже может быть увлекательным. Привлекаю творческие методы, провожу опросы и проверки в игровой форме. Всегда стараюсь учитывать возможности и потребности детей, их индивидуальные особенности.
Самым же важным условием проверки результативности, на наш взгляд, следует считать открытость, объективность. Выставление оценок не должно превращаться в элемент карательной педагогики. Выставленная оценка должна указать пробелы, которые учитель и ученик должны совместно ликвидировать. Учеба - труд, но когда он приносит свои плоды, а на уроке царит атмосфера дружелюбия и творчества, учащиеся занимаются с желанием и отдачей.