Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся на урок

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Бахтина Елена Борисовна

Организация: МБОУ СОШ №5 им.К.П.Феоктистова

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

       Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся на уроке – одна из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем, реализующим образовательные программы  в соответствии с ФГОС. Бесспорно, контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения на уроке.

        Методы контроля — это способы диагностики, позволяющие получить данные об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Известны разнообразные методы контроля. Данные методы должны обеспечивать связь между педагогом и учащимся, диагностировать уровень обученности по предмету, указывать возможные варианты педагогических коррекционных мер. Контроль в процессе обучения позволяет определить уровень усвоения знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения в рамках реализации ФГОС и административных документов. Кроме того, наличие контроля и учета знаний позволяет выставить  оценку.

        Именно оценивание деятельности учащихся вызывает бурные споры в педагогических кругах. Учителя задаются вопросами: как оценить деятельность микро и макрогрупп, как дифференцировать вклад каждого учащегося в общий процесс. Как увязать самооценку, личностную рефлексию и доминантное мнение учителя.

 Для успешной организации процесса обуче­ния учитель учитывает следующие критерии: качество усвоения учебного материала, ин­тенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике же чаще  применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домаш­ней работы, тестирование. Однако развивая речь, логику, мышление, коммуникативные возможности, устный опрос имеет и свои недостатки, так как требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока прове­рить знания не более 5-6 учащихся. Чаще всего используется другая модификация метода устного опроса, позволяющая опрашивать значительное количество уча­щихся, называемая фронтальным опросом. Однако, при фрон­тальном опросе трудно выставлять учащимся объективные оценки, так как ответ на один-два небольших вопроса не дает возможности оп­ределить правильность усвоения всего пройденного материала. Наиболее объективной считают выставление поурочного балла за знания, которые отдельные ученики проявляют в тече­ние всего урока либо урочной темы. Так, ученик может дополнять, уточнять и углуб­лять  ответы.

Письменный опрос в средней школе является одним из ведущих методов контроля. Данный вид проверки довольно эффективен, но не следует его применять из урока в урок, заменяя живое человеческое общение. Наиболее распространенной письменной  формой сегодня является тестирование в формате ЕГЭ. Однако в них не учитываются психоло­го-педагогические особенности и требования процесса обучения. Кроме того, процесс тестирования весьма трудоемок и от­нимает у учителя много времени при проверке.

         В своей педагогической практике  для проверки знаний и умений учащихся на уроке я использую интеллект- карты, компьютерное тестирование, ранжированные задания. Считаю, что процесс контроля и учета знаний тоже может быть увлекательным. Привлекаю творческие методы, провожу опросы и проверки в игровой форме. Всегда стараюсь учитывать возможности и потребности детей, их индивидуальные особенности.

Самым же важным условием проверки  результативности, на наш взгляд, следует считать открытость, объективность. Выставление оценок не должно превращаться в элемент карательной педагогики. Выставленная оценка должна указать пробелы, которые учитель и ученик должны совместно ликвидировать. Учеба - труд, но когда он приносит свои плоды, а на уроке царит атмосфера дружелюбия и творчества, учащиеся занимаются с желанием и отдачей.

Опубликовано: 20.07.2016