Ритмика, как средство гармонизации личности

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Плетнева Светлана Николаевна

Организация: МАУ ДО «Дороховская школа искусств»

Населенный пункт: Московская область, Рузский район, п.Дорохово

       Константин Сергеевич Станиславский, русский театральный режиссёр, актёр и педагог, сказал что «Основа всей жизни человека - ритм, данный каждому его природным дыханием». Природа живет по законам ритма: ритмично движение планет, ритмично дыхание, ритмично бьется наше сердце. Можно сказать, что ритм — это пульс, жизнь формы. Он воспринимается как многомерное, но закономерное чередование акцентов и пауз.

Если ты движешься  в унисон с тем, что хочешь познать, тебе открываются тайны, различные оттенки неведомого ранее. Но что же делать, если ты не попадаешь в ритм. Ты либо спешишь, либо твой импульс медленнее. Учиться.

Учиться ритмике – значит понять соотношение длительности звуков, развить чувство ритма. Научиться двигаться в ритм с музыкой процесс долгий, но, воспитав, научив чувству ритма - человеку открывает огромный мир возможностей, ни только в области музыки, но и области хореографии.

Ритмика – это начало, база, толчок для будущей гармонической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров и богат внутренне.

Какова бы не была форма развития ритмических навыков важно, чтобы была последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Благодаря системе музыкально – ритмического воспитания, основателем  которой стал Эмиль Жак-Далькроз, который, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки,  присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков.

Жизнь не стоит на месте и в музыкально – ритмические движения и композиции вплетаются игры, пальчиковая гимнастика, используется логоритмика, тексты, элементы актерского мастерства, применяются различные виды инновационных педагогических технологий. Все служит  для всестороннего развития детей, посредством раскрытия творческих способностей  и осмысленного восприятия музыкального произведения.

На современном этапе существует множество литературы, с описанием различного вида  игр носящих различный характер воздействия, упражнений для раскрепощения и координации в пространстве. Педагоги  изучают, применяют, что-то оставляют в учебной копилке для последующего применения, а что-то отсеивают. Только с помощью проб и ошибок, находясь постоянно в творческом поиске, общаясь с педагогами других учебных учреждений, руководителями коллективов - можно не только творчески расти, но и интеллектуально, расширять горизонты личного познания. А если преподаватель что-то открывает для себя, он всегда откроет страничку нового и для своих учеников. Нет предела совершенства, как нет и пределов знаний. Как сказал древний философ Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

 

Выполняются главные задачи:

- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер;

 - понимание содержания музыкальных произведений;

- развитие двигательных качеств и умений координировать движения;

- развитие способностей фантазии и импровизации;

- развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) и    

  умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме;

-развитие координации между нервной и мускульной деятельностью человека.

       Чем раньше ребенок получает дополнительные занятия по ритмике, тем легче усваивается учебный материал, эмоциональнее воспринимается музыкальное произведение. Развитию музыкальности, способствует проведение в первые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение. Использование на уроках ритмики различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

Трудно переоценить значение регулярных занятий ритмикой для укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции двигательных нарушений и недостатков, возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

      Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

      Ритмика - это выполнение танцевальных движений под музыку. Кажется, что это очень просто: надо только освоить простые шаги, разучить движения и можно танцевать. Это не совсем так, потому что невозможно красиво и пластично двигаться под музыку, не чувствуя её, и не испытывая эмоций. Нельзя отделить танец от ритма, исполняется он под музыку и без ее участия. Многие, наверное, видели танцевальные постановки под стихи, в которых  есть своя ритмичность. Танцевальное направление занятий с малышом связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений.

Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте.

Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в "Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.

 

        Развитие ритма на уроках проходит с различной степенью усвояемости, так как дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли и мотивации. Поэтому нельзя ждать результата сразу от всех, выделяя кого-то более успешного ребенка, мы разрушим тонкую нить развития. Не могут же до сих пор понять педагоги – как научить детей, чтобы они хотели учиться, хотели искать и открывать, быть творцами, искать свои пути. Как часто дети учатся только для того, чтобы получить хорошую оценку, или не быть наказанным родителями, или потому что родители хотят, чтобы они были лучшими. Сложный педагогический вопрос…Важно понять:

- Чтобы получить развитие не нужно ставить границы этого развития.

- Дать ребенку время, пусть кому-то нужно больше, чем другим.

- Не в зависимости от успехов всех поощрять. У каждого есть своя исключительность и свои достижения.

 

    У детей в раннем возрасте недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому наша задача – развивать органы чувств и сенсорные умения.

Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития – основные педагогические принципы.

Осуществляя главные задачи обучения по ритмике, мы получим гармонично развитую личность.

 -   Развив у ребенка музыкальность, поможем  ему воспринимать музыку, чувстствовать ее настроение, характер, выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению. понимать содержание, легче усваивать учебный материал.

-    Развитие музыкального слуха, памяти и  ритма  обогатить ни только его музыкальный кругозор, разовьет психические познавательные процессы — память, внимание, мышление, воображение, но и позволит более увлеченно открывать для себя познавательный мир музыки.

- Развитие двигательных качеств позволяет  координировать движения, обогащает разнообразными видами танцевальной лексики, фантазией и импровизацией.

- Тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) дает умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

   Применение на уроках ритмики элементов инновационных технологий позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение, позволяет сохранять позитивный настрой и заинтересованность в усвоении учебного материала. Творческий подход к проведению уроков, использование ритмических упражнений в сочетании с игровой тематикой повышает творческий потенциал ребенка и позволяют проявить свои возможности ни только в области музыки, но и в других видах искусства.

Родители, преподаватели открывают мир ребенку, закладывают  основу полноценной развитой личности, формируют мотивацию к обучению, к творчеству, познаванию мира звуков, красок, ритмов, оттенков цвета и музыки.

Опубликовано: 16.06.2016