Мой педагогический опыт в рамках современного урока. Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках иностранного языка

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Кравчук Наталья Викторовна

Организация: ГБОУ школа № 212

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

  1. Какая же проблема подтолкнула меня к анализу своей педагогической деятельности и поиску путей решения этой проблемы?
  2. Всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих «мотивационный вакуум», детям становится сложнее изучать иностранный язык в так называемой «мертвой среде».Изучение педагогической литературы, помогло мне понять, что это прежде всего связано с низкой учебной мотивацией у детей. Тогда я составила для себя план решения данной проблемы.
  3. Возникла проблема создания таких условий на уроке, при которых всем учащимся была бы предоставлена возможность проявить себя творчески, а также комфортно ощущать себя на уроке иностранного языка. Для меня очень важным было понять связь между учебной мотивацией и развитием творческой активности на уроке, понять что такое учебная мотивация и творчество на уроке иностранного языка
  4. Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. В основе мотивации лежит познавательная потребность.
  5. Под творческим потенциалом я подразумевала прежде всего
  • Дивергентное мышление
  • Конвергентное мышление
  • Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы
  • воображение

Таким образом, моим руководством к действию стал следующий тезис: формирование творческой активности происходит на основе познавательнойи социальной мотивации и личностно – ориентированных технологий.         

7.В дальнейшем я стала применять в своей практике такие технологии. Одна из них - технология проблемного обучения.Очень важно, чтобы педагог позволил бы своим учащимся самостоятельно открывать новые знания. Учащиеся попадают в неизвестную ситуацию, учитель стимулирует познавательную активность ( через актуализацию знаний), помогает учащимся сформулировать учебную задачу, выход из затруднения.

8.Таким образом, технология способствует формированию творческой активности. Через проблемное обучение происходит развитие дивергентного мышления, комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы.

 

 

9. Данная технология успешно взаимодействует с другими педагогическими технологиями. Это технология обучения в сотрудничестве, метод проектов, портфолио. 

Я бы хотела остановиться на нескольких приемахприменения технологий в своей педагогической практике. Возможно, мои находки будут полезны.

10. Как же добитьсятворческой активности учащихся в усвоении знаний на уроках иностранного языка? 11, 12, 13 -Один из навыков, которое я формирую у своих учеников – это навык рефлексии и самооценки. Субъектом оценки своей деятельности является сам обучающийся, его самооценка выступает объектом педагогического анализа. Портфолио – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

 

14. Обучение в сотрудничестве при изучении грамматики

Например, при изучении темы PresentPerfectTense классу предлагается заполнить таблицу с графами: случаи употребления / указатели / схемы. Класс делится на три группы. Первая группа выявляет основные случаи употребления времени – описывает действия, вторая – находит указатели, слова-помощники, третья – составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

15. Метод «Jigsaw» (ажурная пила)

Возможности использования:

- при работе с текстом

Каждый учащийся получает для разработки подтему. Идёт обмен информацией. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией.

Учащиеся организуются в группы по четыре человека и работают над учебным материалом, который разбит    на фрагменты – логические или смысловые блоки. Например, при работе над темой «Внешность» материал можно разбить на несколько смысловых блоков: волосы, глаза, телосложение,    одежда и так далее . Каждый член группы занимается поиском и обработкой информации по своей части. Затем учащиеся встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться  на общей оценке. Учитель ведет учет баллов, объявляет конечный результат. 

 

 

16.Метод «6-W» Возможно использовать при работе с текстом.

Учащиеся, прочитав текст, заполняют таблицу.

Данные приемы мотивируют учащихся на самостоятельную работу тем самым способствуют развитию творческой индивидуальности каждого. Ученик является активным участником учебного процесса.

17. Возвращаясь к технологии проблемного обучения, хотелось бы привести пример урока, представленного мною на районном конкурсе. Данная технология позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, а также способствует развитию креативности каждого, ученик является творцом и созидателем чего-то нового.

Урок английского языка по теме: Степени сравнения односложных прилагательных. В начале урока учителем была представлена проблема, задача- Написание личного письма Санта Клаусус целью получения каждым учащимся своего уникального подарка. С помощью побуждающего диалога, учитель получает от детей информацию о том, что будет написано в письме. С помощью фронтальной, парной и групповой работы, а также игрового приема «Пантомима» дети отрабатывают прилагательные, с помощью которых они будут сравнивать выбирать и описывать свои подарки в письме. Ребятам нужно выбрать свой подарок из предложенного или придумать свой, сравнить его и сказать что он самый лучший для него. После этого, каждый учащийся пишет письмо на одном из трех снеговиков, который ему больше понравился (большой, меньше, самый маленький). Своему соседу ученик говорит какого снеговика он выбрал, используя при этом сравнительную или превосходную степень сравнения. Затем дети смотрят свои письма, оценивают и отправляют в конверт. Данная технология позволяет повысить уровень мотивации (проблема отражает потребности и желания детей получить подарок) что в свою очередь помогает раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.

18.С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания. Необходимо учитывать, в какое учебное время проходит урок: если в начале дня, достаточно одной физкультминутки, а если во второй половине дня – целесообразно дать ученикам возможность отдохнуть 2-3 раза.

19. Я бы хотела остановиться на методе «Синквейн» , так как с помощью данного приема происходит активное стимулирование мыслительной и творческой деятельности учащихся.

Каждому учащемуся даётся 5 минут на то, чтобы написать сиквейн, затем он повернётся к партнёру и из двух сиквейнов они составят один. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Учащиеся стимулируют друг друга.

20, 21  Пример синквейна. Cинквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. 5 и 4  пункты синквейна являются основными, так как они передают личное отношение учащихся к теме и позволяют раскрыть индивидуальность каждого ученика на уроке.

22.Синквейн помогает решать учебные и жизненные задачи. Однажды я с группой готовила проект “Дом вверх дном», где нужно было нарисовать или наклеить все комнаты и мебель в необычном расположении-вверх дном. После создания необычного дома детям нужно было сочинить историю о доме, кто в нем живет, сколько этажей в доме, где семья обедает и т.д. И вдруг я вижу, что одна группа ребят берет лист бумаги и составляет синквейн (  1- дом 2- колючий, шумный   3- летать, танцевать, жить 4- я главный волшебник в доме   5- дом где происходит все наоборот ).

23.Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя – роль проводника, заставляющего учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения

24. Возможности использования театральных постановок при обучении иностранному языку  неизменно остаются предметом самого живого интереса как со стороны отечественных педагогов, так и за рубежом.Это прежде всего эмоциональная и интеллектуальная вовлеченность обучаемых в процессе приобретения непосредственного опыта.
Создать  некий опыт, посредством которого человек лучше осознает механизмы речевого взаимодействия и приобретает навыки аутентичной и спонтанной речи. 

25. В заключение хочу отметить, что я убедилась в эффективности применения данных технологий для формирования учебной мотивации у учащихся в начальной школе с целью развития творческой активности. Это доказывают и результаты диагностических работ. Таким образом, чем выше уровень учебной мотивации, тем выше уровень креативности у младших школьников. Результативностью опыта несомненно является изменение отношения к уроку английского языка.

Поэтому я и в дальнейшем буду использовать технологии, совершенствуясь и развиваясь.

  • prezentatsiya.pptx.zip.. 3,7 МБ
  • Опубликовано: 04.06.2016