Занятия художественным творчеством с детьми дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Котова Любовь Викторовна

Организация: ГОУ ТО Алексинская школа

Населенный пункт: Тульская область, г. Алексин

 Мы знаем, что все дети изначально талантливы. Поэтому педагогам очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и раскрытыми, а значит, и не реализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.

Рисование - одно из самых любимых занятий для детей с раннего возраста. Дети рисуют карандашами, фломастерами, мелками и красками, покрывая своими пока еще непонятными изображениями все на своем пути. Но наступает такой момент в развитии детей, когда им нужно получать определенные знания, навыки и приемы рисования, для того, чтобы отчетливо изображать свои наблюдения из окружающей жизни, выражать свои фантазии, создавать свой мир на листе бумаги.

Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма. Линии, фактуры, движения, других средств выражения. Но как объяснить маленькому ребенку язык изображения в простой форме? Как заинтересовать и увлечь современных детей, проводящих большую часть времени  у экрана планшета и компьютера? Занятия рисованием, изобразительным творчеством, проводимые в игровой форме, смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

С детства на нас обрушивается огромный поток визуальной информации, в которой очень трудно разобраться: разные цвета, формы предметов, движение света и другое. Многие вещи, которые мы видим, остаются для нас непонятными, пока кто-нибудь не объяснит их значение: близкое-далёкое, длинное-короткое, целое-половина. Что все это значит? Многое нужно объяснить маленькому человеку.

Как научить воспринимать то, что ты видишь перед собой?

Хорошо известно, что, видя вокруг себя красоту, человек порой не знает, как к этому относиться, на что ему смотреть. Восприятие объекта в изобразительном искусстве идет от целого к частному, поэтому занятия рисованием , изучение изобразительного языка поможет детям во многом разобраться, ответит на вопросы, научит изображать предметы и образы на листе.

Знакомя детей с изобразительным искусством с использованием игровых методик , воспитателю необходимо придерживаться строгой последовательности подачи материала от простого к сложному. Важно соблюдать этот принцип последовательности, чтобы не отпугнуть ребенка от занятий искусством. Нельзя ставить ему непосильную задачу, ведь основная цель педагога – вовлечь ребенка в творческий процесс, дать ему почувствовать, что у него все получается.

Работая по заданиям, дети (как это не покажется странным) чувствуют себе даже более свободными и раскрепощенными, чем в сочинениях на вольную тему. Они быстро уходят от стереотипных образов, перед ними открываются новые горизонты. Задания  в игровой форме концентрируют мысль ребенка, а  четко поставленная задача побуждает все время учиться новому, продвигаться вперед.

 В процессе занятий ребенок каждый раз будет искать свое решение поставленной задачи, будет пытаться найти свои способы выражения. В изобразительном искусстве нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать, здесь ценится больше всего свое оригинальное решение, не похожее на других.  Удачные, интересные, но разные работы могут получиться одновременно у многих детей. Педагог увидит целую серию разнообразных работ.

 Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания, но это «целебное усилие» , благодаря которому ребенок преодолевает себя, проявляет свою волю и характер. Награда за это – создание собственного мира, в котором он будет хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет жизненный тонус.

Для успешной работы педагогу необходимо создать в студии такую обстановку, в которой хотелось бы творить. Для этого ничего особенного не надо. Хорошо, если стены студии украшены лучшими детскими работами: дети, приходя на занятие, видят и чувствуют, что к их рисункам относятся с уважением, что их ценят. А воспитатель должен стать не строгим недоступным педагогом, а добрым советчиком и другом.

Научившись работать с палитрой и получать из 12 красок огромное количество новых цветов и оттенков, ребенок ощущает себя хозяином – творцом своего любимого цвета. Собственный мир ребенка обогащается и расцвечивается десятками красок.

Работая с формой, дети становятся наблюдательными. У них развивается фантазия и воображение. Они уже в состоянии создать собственных героев и персонажей и освободиться от власти героев компьютерных игр.

Развивающие упражнения в процессе игры научат детей создавать тонкие узоры, делать своими руками из простых материалов красивые вещи, которые можно будет подарить своим друзьям и близким.

Групповые, коллективные задания сделают каждого ребенка участником большой творческой группы, сплотят детей, помогут им в общении.

Открыв в себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет полнее реализовать себя потом в учебе, в творчестве, в общении с другими. Он приобретет еще один дополнительный язык, необходимый ему для выражения своих мыслей, чувств и эмоций, расширит кругозор, укрепит веру в собственные силы.

Литература:

  1. 1. Т.Г.Казакова ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. М.Г.Дрезнина Каждый ребенок-художник Ювента Москва 2002 год
  3. Р.М.Чумичева Дошкольникам о живописи Просвещение Москва 1992г
  4. Казакова Р.Г. и. Занятия по рисованию с дошкольниками
  5. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Опубликовано: 20.04.2016