Современный урок математики: теория и практика

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Комарова Елена Ивановна

Организация: МКОУ Синицынская СОШ.

Населенный пункт: Воронежская область, поселок Воля

Изменения, происходящие в стране, в обществе, внедрение ФГОС второго поколения, предъявляют новые требования к современному уроку. Какой он, современный урок? Что представляет из себя современный урок? Пожалуй, однозначно ответить на этот вопрос сложно.   

Урок - это главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Поэтому качество подготовки учащихся по математике во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.

Математика является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.

Ведь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками: урок становится более интересным для учащихся; за счет этого повышается эффективность урока. Использование компьютера дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации. Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др. 

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности, т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даю задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагаю задачу, с которой ребята не знакомы. 

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет мне акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Использую демонстрацию пошагового решения задачи.

Чтобы заинтересовать учащихся  своим предметом, провожу нестандартные уроки, которые в виде игровых ситуаций, мини-исследований, в форме сказок, уроки-путешествия, соревнований, работа в группах и в парах.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся используется тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации[2,3].

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаются учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения[4]. Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проводились исследовательские работы по математике учениками 8 класса "Математика - царица наук?", учениками 7 класса "Числа 7 и 13. Миф или реальность?", учениками 5 класса "Дроби очень нам нужны и для каждого важны?","Математика в профессиях моих родителей". Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.

Я считаю, что информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Подведем итог, так что же такое современный урок? Современный урок – это интересный урок, познавательный, понятный для учеников. Это урок, на котором учитель и ученик свободно общаются; это урок, на котором чувствуешь себя уверенно; это объединение всех методов и способов организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом. Выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский так оценил современный урок: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков».

Литература;

1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.

3. Инатов А., Остонов К., Абдуллаев А. Некоторые способы реализации информационных технологий в преподавании математики. // Наука и Мир, № 6 (2), Том II, Волгоград -2015. С. 41-43.

4. Инатов А., Остонов К. Использование инновационных технологий к учебном процессе. // Наука и Мир, № 4 (20), Том II, Волгоград -2015. С. 69-70.

Опубликовано: 13.04.2016