Формирование коммуникативных навыков с детьми 5 – 6 лет

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Казеева Нина Ивановна

Организация: МАДОУ – детский сад компенсирующего вида № 15

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе социализации, в общении с другими людьми.  То, как будет взаимодействовать ребенок, юноша, взрослый человек с другими людьми  зависит от того, как он наставлен, каким нормам поведения научен, от того как он воспринимает себя самого. Считаю, что у педагога есть прекрасная возможность, и, в тоже время, огромная  ответственность направлять воспитанников  по истинному пути, закладывать основы для формирования коммуникативных навыков. В то время как  многие родители, к сожалению, педагогически не компетентны, педагог может оказать положительное влияние на личность ребенка. Но для этого, безусловно, сам педагог, должен быть нравственно устойчивой личностью, ведь его пример поведения оказывает сильное влияние на воспитанников.

       В моей группе дети от 5 до 6 лет, они активны, любознательны, импульсивны, каждый из них личность. Часто возникают проблемы  взаимоотношений между воспитанниками, конфликтные ситуации в группе.   Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

        И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.   По формированию коммуникативных навыков перед собой ставлю цель - это  создание педагогических условий для развития у детей положительных навыков общения.                                                                                       

Для достижения этой цели   решаю  следующие задачи:

  • развиваю свои коммуникативные умения в общении с детьми, родителям и другими педагогами;    
  • способствую развитию у детей  способности принимать себя и других;                                             учу детей управлению  своими эмоциями;    
  • помогаю детям  в приобретении необходимых навыков общения с

     окружающими людьми.         

        От того, как общаюсь  с детьми, как разговариваю с ними, понимаю их, зависит успех воспитательного процесса и под влиянием общения формируется личность ребенка и его отношение к миру. Для достижения поставленной цели и задач  использую в своей работе различные средства -  это и театрализованная деятельность, сюжетно - ролевые игры, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.                                                                                                             

       Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться. Я применяю такие игры и упражнения:

Упражнение «Нос к носу».

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Разминка «Ласковое приветствие.

Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

Разминка «Паровозик».                                                                                             Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.                                                                                                                            Игра « Дотронься до…».

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Игра «Липучки».

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются  поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Упражнение «Комплименты».

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Поварята».

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает,  каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается.

Игра «Ветер дует на…».                                                                                                   Ведущий начинает игру  словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры  больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое», и так  далее...

        Огромное значение играют сюжетно-ролевые игры, которые  являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

        Конечно, работа с детьми не будет по-настоящему эффективной без работы с родителями. Система работы с родителями по повышению их компетентности в общении и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы развития коммуникативной деятельности. 

Список литературы:

1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ).

2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. – М.: Педагогика, 2001. – 270.

 3. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

5. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. 208 с.

 6. Клименкова О. Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание., -2002.-№4.

Опубликовано: 28.03.2016