Использование технологии модерации и активных методов обучения на уроках в общеобразовательной школе

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Топильская Ксения Сергеевна

Организация: МБОУ СОШ №60

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

«Знать на зубок ещё не значит знать» (М.Монтень)

В XXI веке меняется роль школы в жизни общества, и меняются подходы к обучению. Фигура учителя уже не является центральной в учебном процессе, новое время выдвигает личность обучающегося, его интересы и потребности, на первое место. Учителю необходимо формировать новое отношение к учащимся, обновлять содержание и методику преподавания, технологии, используемые в обучении, методы оценки деятельности учеников.

«Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» (Т. Эдисон). Приведенное выше высказывания убедительно показывает, что цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни.     Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Образовательная технология  – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей (М.И. Кларин).

Четко определенные результаты, участники (элементы) технологической цепочки, закрепленные функции каждого элемента, скоординированные действия каждого элемента, план-график «включения» элементов в технологический процесс (план-график образовательного мероприятия), управляющий – все это есть в технологии.

Среди главных проблем сегодняшней школы  -  низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий - одна из ключевых причин существования этой негативной ситуации.
           Технологии модерации позволит значительно повысить  результативность и качество. Суть технологии в том, что учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

  Цели применения модерации:

  1. эффективное управление классом в процессе урока;
  2. максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс;
  3. поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока;
  4. гарантированное достижение целей урока

Принципы модерации:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части  урока взаимосвязаны  и  логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- прозрачность  (деятельность каждого обучающегося  видна  учителю, ясно виден ход образовательного процесса,  его промежуточные и  итоговые  результаты).

Урок с применением данной технологии строится следующим образом:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки - на любом этапе урока по усмотрению учителя).

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Данная технология предполагает использование активных методов обучения на всех этапах урока.

Особую популярность методы активного обучения приобретают в связи с вступившим в силу Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

1. Интеракция (начало). Начать урок можно необычно, например, поздороваться локтями.

Метод “Поздоровайся локтями”.
Цель: встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Численность:  весь класс.

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

1. Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

  1. Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  2. Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

 Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только  три минуты.  За это время они должны  поздороваться  с   как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
         Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Можно использовать только первую часть метода.

На уроке английского языка в 7 классе по теме: «Путешествие в России и за границей» я использовала свой необычный метод речевой зарядки. Его цель была настроиться на урок и создать позитивный настрой на восприятие темы.

Численность: 10 человек

Проведение: ставится большая коробка, с вещами, предназначенными для туризма (фотоаппарат, англо-русский разговорник, рюкзак, сумка, видеокамера, путеводитель, карты и т.д.). Ученики выбирают по одному предмету с коробки и им следует рассказать на английском языке что связывает их с этим предметом, использовали ли они его при путешествиях, путешествовали ли они с этими вещами по России или за границей  и т.д.

2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока). Я часто использую презентации, различные ребусы по теме, чтобы ребята сами могли догадаться и озвучить тему урока.

3. Формирование ожиданий учеников

На данном этапе можно использовать метод «Дерево ожиданий».

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Структура работы: ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от семинара и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.

Еще один достаточно новый метод, который мне приходилось видеть «Грибы в корзинках» на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Грибы».

Численность: весь класс.

Подготовка:  заготовленные  заранее  из  цветной  бумаги шаблоны мухомора и съедобного белого гриба.
          Проведение: обучающимся раздаются  заранее вырезанные  из бумаги крупные мухоморы и   белые грибы.  Учитель  предлагает обучающимся  попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений  может  быть несколько.  К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
           Свои  ожидания  ученикам  предлагается  записать  на  белых грибах,  а опасения – на мухоморах. Учитель может озвучить их или попросить учащихся зачитать. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения  ожиданий и опасений.

В старших классах использую метод «Бизнес план».

Цель: концентрация учащихся на собственных ожиданиях.

Численность: 10 человек.

Проведение: ученики записывают свои ожидания в соответствии с темой урока, некоторые ученики озвучивают их, используя конструкции In my opinion…, I suggest…,  I think…, I hope…, As for me… Листики остаются на столах. Они понадобятся в конце урока. Можно прикрепить их на доску.

4. Интерактивная лекция. Здесь широко используют метод «Инфо-угадайка».

Численность: весь класс

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, а в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Я часто использую ролевые игры на данном этапе. Ниже приведен пример игры.

Цель: научить работать с различными источниками информации.

Материал: компьютерная презентация учителя (London), карточки с новыми словами, фразами.

Проведение: работа в паре. Ученикам раздаются карточки с названиями достопримечательностей Лондона, новые слова, которые следует использовать при рассказе. Учащимся предлагается представить себя туристами. Совершить путешествие в Лондон, сказать, какие достопримечательности понравились и почему.

5. Не стоит забывать об эмоциональной разрядке (разминке). Один из моих любимых методов - метод «Давай-ка споём».

Цель: прийти в хорошее настроение, почувствовать дух всей группы.

Участники: вся группа.

Материал: аудиокассета и магнитофон.

Проведение: учащимся предлагается спеть весёлую песенку.

6. Проработка содержания темы.
          Метод «Автобусная остановка»
          Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
          Группы: 5-7 человек.
          Численность: весь класс.
          Материал: листы большого формата (ватман, плакат), фломастеры.
          Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально  4-5). Участники разбиваются  на  группы  по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по  автобусным  остановкам. На каждой остановке (на стене или  на столе)  расположен  лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты  новой темы,  относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по  часовой  стрелке  к  следующей  автобусной  остановке.  Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в  течение 3 минут.  Исправлять  существующие  записи,  сделанные  предыдущей  группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих  записей.  Когда  группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого  каждая группа  презентует  результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель  резюмирует сказанное  всеми  группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

На уроках английского языка использую метод «Карусель».

Цель: раскрыть содержание темы и закрепить полученные знания.

Участники: 2 группы учеников.

Проведение: на доске написаны вопросы. Одной группе выдается вырезка из газеты, а вторая должна прослушать аудиотекст. Обе группы должны дать ответы. Ученики могут дополнить ответы другой группы. Полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.

7. Подведение итогов.

Использую метод «Ваши впечатления».

Цель: выяснить впечатления учащихся от прошедшего урока, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Численность:  все учащиеся.

Проведение: каждый учащийся должен по возможности, откровенно сказать, каково его личное самочувствие от прошедшего урока.

Метод «Ресторан».
          Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
          Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
          Численность: все ученики
          Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
          Проведение: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
         Участники пишут свои ответы на карточки. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет  выяснить,  что ребята усвоили хорошо,  а  на что необходимо обратить внимание  на следующем уроке.  Кроме  того,  обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. 

 Суммируя все, что было сказано о технологии модерации и технологии активных методах обучения, можно сделать следующие выводы:
        Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Согласно Концепции модернизации образования на период до 2010 года базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не  только  на  усвоение обучающимся определенной суммы  знаний, но  и  на развитие  его  личности, его  познавательных  и  созидательных  способностей.  Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то  есть  ключевые компетенции,  определяющие  современное качество  содержания   образования.  Выпускник  школы  должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Активные методы обучения эффективно решают  эти задачи.  Поэтому, широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.

Литература:
1. Е.А. Генике, Активные методы обучения: новый подход. – М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2013. – 176 с.

Интернет ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/05/10/kurs-tekhnologiya-moderatsii-i-aktivnye

2. http://infourok.ru/aktivnye_metody_obucheniya_i_tehnologiya_moderacii-136877.htm

Опубликовано: 28.03.2016