Взаимодействие с агрессивными детьми

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Куприенко Надежда Александровна

Организация: МДОУ Детский сад «Родничок»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Надым

Цель: Знакомство  родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей.

Задачи:

  • знакомство участников тренинговой группы;
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • обучение эффективным способам преодоления агрессивного поведения у детей.

 

Ход тренинга

                                               1 ЧАСТЬ

       Здравствуйте. Я рада вас приветствовать на нашем мини-тренинге, который называется «Родительство с удовольствием».

 

Приветствие. Игра «Делай, как я»

  Ведущий: «Давайте начнем наш тренинг со знакомства и приветствия. Пусть каждый         из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия.  Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной… Отлично! Продолжит тот,  кто сидит справа от меня»  и т.д.

2 ЧАСТЬ

Мини-лекция «Что такое агрессивность»

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее

  Ведущий: «Давайте начнем наш тренинг со знакомства и приветствия. Пусть каждый         из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия.  Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной… Отлично! Продолжит тот,  кто сидит справа от меня»  и т.д.

2 ЧАСТЬ

Мини-лекция «Что такое агрессивность»

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и не­одушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д).

 

Существует 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость)

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

4. Направленная агрессия (сплетни, злобные шутки)

5. Ненаправленная агрессия (крики в толпе, топание и т.д.)

 

       Сейчас мы с вами проиграем несколько упражнений способствующих разрядке гнева, снятие негативных настроений, агрессии  которые вы можете применять дома со своими детьми.

Игра «Обзывалки»

Цель: знакомство с игровыми приемами, способ­ствующими разрядке гнева, в приемлемой фор­ме при помощи вербальных средств.

Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидны­ми словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обра­щение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»

В заключительном круге играющие обяза­тельно говорят своему соседу что-нибудь при­ятное, например: «А ты — моя радость!..»

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует преду­предить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

(Вопрос к родителям: Эта игра, способствует ре­шению  поведенческих проблем ре­бенка?)

Обсуждение: В ходе обсуждения участники делают вы­вод о том, что данная игра способствует ре­шению не только поведенческих проблем ре­бенка, но и может быть использована на заня­тиях по классификации.

Эта игра будет полезна не только агрес­сивным, но и обидчивым детям.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педа­гога, негативные эмоции, а вслед за этим ус­лышавших что-то приятное о себе, уменьша­ется желание действовать агрессивно.

Упражнение «Тух-тиби-дух»

 

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Получалось эти слова говорить сердито?

Хотелось ещё злиться?

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Ласковый мелок»

Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.

Проведение: Участники  делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

 

Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники в кругу.

А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трем ладони);

Начинает капать дождь (щелкаем  пальцами);

Дождь усиливается (хлопки ладонями);

Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);

А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);

Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);

Дождь утихает (хлопки ладонями);

Редкие капли падают на землю (щелкаем  пальцами);

Тихий шелест ветра (трем ладони);

Выглянуло солнце! (руки вверх)

 

Скажите, легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли в ходе выполнения заданий?

 

3 ЧАСТЬ

«Рефлексия»

  • Чем полезна именно для вас данная встреча?
  • Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
  • Какие конкретные приемы вы будете использовать?
  • Какое у вас сейчас настроение?

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

Литература:

Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

Интернет ресурсы

http://www.psyoffice.ru

http://www.trepsy.net

Опубликовано: 14.03.2016