Современный урок в свете ФГОС нового поколения

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Шахмаева Фирдаус Исмагиловна

Организация: УКРТБ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС) перед нами, преподавателями, ставит задачу воспитания современного человека: человека высокообразованного, умеющего самостоятельно добывать знания из множества потока информации.

На первый план выходит развивающая цель образования. Новый стандарт ориентируется на метапредметные, и личностные результаты. Мы, преподаватели, должны не только давать знания по своему предмету, но и научить применять эти знания в жизни.

Процесс  учения  понимается  не  просто  как усвоение  системы  знаний,  умений  и  навыков,  составляющих  инструментальную  основу  компетенций  учащегося,  но  и  как  процесс  развития  личности,  обретения  духовно-нравственного  опыта  и  социальной  компетентности.

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.  Требование времени - развернуть обучение на достижение  результата.

Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке.  

Итак, что же такое СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?

«Урок - это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий».

«Современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал».

«Современный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания».

«Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий.

Урок-это результат творчества учителя и учащихся.

В этой связи возрастают требования к профессионализму современного учителя, основными компетенциями которого должны стать:

  • Планирование образовательной деятельности .
  • Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
  • Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного , личностно-ориентированного и развивающего подходов.
  • Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
  • Формирование и развитие у обучающихся УУД.
  • Формирование у обучающихся навыков аргументации собственной точки зрения.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой учащийся совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции).

Как же эти дидактические требования должны соблюдаться преподавателями?

  • большинство педагогов четко формулируют цели задачи урока, выбирают оптимальную форму проведения урока и его структурных элементов;
  • соблюдают этапы проверки домашнего задания и актуализации ЗУНов учащихся к восприятию новых знаний.
  • учителя грамотно отбирают содержание в соответствии с поставленной целью.
  • наиболее проблематичными этапами являются

*этап подведения итогов

*этап рефлексии

  • . Практически не наблюдается прогнозирования будущей деятельности.
  • Так же не часто учителя прибегают к социальным методам мотивации: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы. Что говорит о преобладании фронтальной и индивидуальной формах работы на уроках.

На современном этапе учитель должен быть готов к организации образовательного процесса , соответствующего новым требованиям:

  • Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределенной формой организации учебной работы. Он должен уметь диагностировать уровень развития ученика и уметь оптимизировать учебную деятельность .
  • Владение глубокими предметными знаниями, широкой палитрой методических приемов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения;
  • Умение организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности. Учебная деятельность строится в процессе решения обучающимися (совместно и под руководством учителя) учебных задач и выполнения школьниками особых учебных действий (преобразование условий задачи с целью обнаружения в предмете некоторого исходного («всеобщего») отношения, моделирования, преобразования модели, контроля и оценки). Такой способ организации обучения предполагает широкое учебное сотрудничество учащихся и сложный процесс управления коллективно-распределенной формой организации деятельности со стороны учителя.

Таким образом, учителям необходимо освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения .

В условиях оптимизации образовательного процесса необходимо повышать уровень урока. Решением поставленных задач может стать проектирование технологической карты урока.

Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Это позволяет оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности.

Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки:

–целеполагание (что необходимо сделать, воплотить)

– инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);

– организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить).

Блок целеполагания:

  1. Тема урока .

Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке,  является проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

  1. Цель урока.

Учитель определяет как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.

Инструментальный блок.

  1. Задачи урока.

Достижение цели урока не может быть осуществлено непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, актуализируя познавательную деятельность самих обучающихся, учитель с помощью побуждающего или подводящего диалога, системы проблемных вопросов активизирует школьников к самостоятельному формулированию задач урока, решение которых приведет к цели. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке. Решив их, обучающиеся смогут достигнуть цели урока.

  1. Тип урока .

Тип урока определяется учителем самостоятельно в соответствии с целями и задачами.

  1. Учебно-методический комплекс.

В нем отражены следующие разделы: источники информации (программа дисциплины, литература для учителя и для обучающихся, учебники, сборники задач, практических заданий, диктантов, интернет-сайты, аудиовидеозаписи, научная и периодическая печать). Оборудование (приборы; электронные и технические средства обучения, телевидение, компьютеры, локальная сеть, интерактивная доска, демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины). Дидактическое сопровождение (проблемные вопросы,  логические схемы и таблицы, интерактивные программные материалы, индикаторы обратной связи…). Материалы для познавательной деятельности обучающихся (уровневые задания, задания для самостоятельной и контрольной работы, задания для выполнения на уроке) .

Организационно-деятельностный блок.

  1. Основные понятия.

В указанном разделе учителю достаточно отразить ключевые понятия, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися. С целью итоговой рефлексии основные понятия рекомендуется фиксировать на доске. Это поможет обучающимся самостоятельно подвести итоги урока и сделать обобщающий вывод, оценить собственную работу на уроке.

  1. Организация пространства

Определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. Различные формы проведения урока (фронтальная , коллективная, парная, групповая, индивидуальная и т.д.) не только помогут учителю разнообразить образовательный процесс, но и активизируют познавательный интерес школьников, стимулируют развитие творческого потенциала обучающихся.

  1. Метапредметные связи

Могут быть отражены в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.

  1. Действия обучающихся.

Раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке: действия учеников и операции, выполняемые ими. Как будет организовано взаимодействие учителя с обучающимися, какие действия необходимо выполнить школьнику, чтобы предметные результаты стали основой формирования и развития УУД. Организация работы обучающихся, как правило, носит вариативный характер: действия, которые выполняют все обучающиеся; действия, которые на данном этапе урока выполняет группа (пара) обучающихся (например, проектная работа); действия, которые на данном этапе урока обучающийся выполняет индивидуально (например, самостоятельная работа по заданию)

  1. Диагностика результатов уроков

Учителю рекомендуется использовать и соответственно фиксировать в карте урока самые разнообразные методы контроля присвоенных на уроке обучающимися компетенций, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел все пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. В этом разделе может быть отражена и самодиагностика (рефлексия) обучающегося: самостоятельное соотнесение приобретенных компетенций с целью урока, самостоятельное подведение итога урока, формулирование вывода о задачах для самостоятельной работы дома.

Учителю рекомендуется подбирать разнообразные формы фиксации достижения планируемых результатов на уроке: это и опрос письменный, опрос устный, тестирование, блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов . 

  1.  Домашнее задание.

Домашнее задание логически определяется целью урока и его планируемыми результатами. Закрепление усвоенных предметных результатов, формирование УУД и развитие творческого потенциала обучающихся является предназначением домашнего задания сегодня . Простор для творчества, подкрепленный соответствующими установками учителя , стимулирует интерес обучающегося к самостоятельному выполнению домашнего задания. В технологической карте урока учитель может отразить познавательные установки на закрепление предметных результатов, на углубление и расширение знаний , на развитие творческого подхода к выполнению задания , на закрепление компетенций и формирование УУД. Фиксируя в карте когнитивные установки, учитель дает ответ на вопросы: что нужно выполнить , как это выполнить, для чего нужны полученные компетенции в жизни и на следующем уроке, какие могут быть сложности, на что обратить внимание…

Домашнее задание должно носить индивидуальный характер.

Во время образовательного процесса учитель должен применять современные информационно-коммуникационные средства обучения.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта новогро поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку;

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• в центре внимания урока - учащиеся;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «эксперт».

В.А.Сухомлинский говорил:

  • «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
  • «Обучение – есть образование и развитие обучаемого».
  • «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания

Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы, стирается грань между обучением и воспитанием. Например,  каковы  могут  быть  признаки  компетентностно-ориентированного  урока  по  математике?

Это урок, на котором можно увидеть

… обучение переносу теоретических знаний по математике в практическую жизнедеятельность учащегося

… универсальные способы деятельности, то есть, применимые к различным предметным областям

… что ученик выбирает, пробует, преобразует, создает новое…

Мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.  В частности:

1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники.

2. Переход на предпрофильное и профильное  обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школыв учебные заведения поставляется компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Уроки по  математике  и  другим  предметам  должны строиться по совершенно иной схеме. Если до  этого больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно  усилить  мотивацию  ребенка  к  познанию  окружающего  мира,  продемонстрировать  ему,  что  школьные  занятия -  это  не  получение  отвлеченных от  жизни  знаний,  а необходимая  подготовка  к  жизни,  ее  узнавание,  поиск  полезной  информации  и  навык   применения  в  реальной  жизни.

Если мы хотим, чтобы учащийся  был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, т.е. осуществлял действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания.

В  педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский   дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель  использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся.

Современный урок должен развивать познавательную активность школьников, мышление, творческие способности.

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам. Урок должен содержать разные виды деятельности. Учитель работает с новыми компьютерными технологиями, имеется возможность использования интерактивной доски.

Успешность современного урока зависит, конечно  же, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.

Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и порой «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества тоже  должны присутствовать на современном уроке.

Современный  урок  математики - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный урок,  значит, важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам учащегося, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит учащегося к жизни в меняющемся обществе.

Как  же  построить  такой  урок? Технологический процесс подготовки урока современного типа  по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока Это:  определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;  подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако  теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.  Причем деятельность обучающегося представляется в  трех аспектах: познавательной,   коммуникативной и регулятивной.  Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.   Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. На современном уроке математики основным методом обучения должен стать деятельностный метод, обеспечивающий системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в этом случае выступает как организатор поисковой деятельности учеников, он должен подвести детей к самостоятельному “открытию” нового для них знания. В ходе такого образовательного процесса у учащихся формируются необходимые общеучебные компетенции, формируется умение учиться.

На  современном  уроке  математики учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектировать новые способы действий, формировать собственную жизненную позицию.

Таким образом, новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности, в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учителю необходимо  изменить привычный образ мыслей и действий, структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке.  Ему  необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей. Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры.  Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке математики организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска.

Идеальное  воплощение  новых  стандартов  на  практике – это урок  математики, на котором учитель, лишь направляя учеников, дает рекомендации в течение урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.

Список использованной литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:

  2.   Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный

   3.  Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.

4.Татарченкова С.С.. Урок как педагогический феномен. Учебно-методическое пособие. СПб., 2005

5.Древс У., Фурман Э. Организация урока. М., 1984.

6.Кириллова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л., 1983.

7.Культура современного урока /под ред. Н.Е. Щурковой/ М., 1997

         8.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995

9.Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1998.

10.Конаржевский Ю.. Анализ урока. М., 2003.

        11.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону, 2003.

12.Перминова Л.М., Фёдоров Б.И. Наука обучать. СПб., 2000.

 

Опубликовано: 10.03.2016