Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Коробкова Ирина Викторовна

Организация: МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»

Населенный пункт: ЯНАО, п. Правохеттинский

Школа – это наше будущее…Это звучит банально и пафосно. Но каждый согласится, что то, что мы посеем сейчас, то мы и пожнем в будущем. И чтобы быть спокойным за наше завтра, надо задуматься, каким должно быть образование сегодня, какой должна быть современная школа, каким бы мы хотели видеть своего ученика-выпускника, каким он «пойдет в жизнь»…

Разработка и внедрение государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования нового поколения определяет формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».

Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача?

Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. 

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. И решаться эти задачи должны теми средствами, которые могут привести к ожидаемому положительному результату. 

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

  • 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п. )

  • 2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  • 3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  • 4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  • 5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучающихся).

  •  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  • 7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  • 8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  • 9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  • 10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  • 11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т. д. )

  • Показатели эффективности урока:

  • Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

  •  Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

  •  Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др. , внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др. )

  •  Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

  • Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

  •  Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

  •  Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

  •  Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

  •  Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  • Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

 

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:

  1. Игровые технологии.

Цель использования:

Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка; закрепление знаний, приобретаемых на уроках; развитие любознательности, творческих способностей; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности:

1. В качестве элемента урока («отгадай слово», «подумай и отвечай», «посоревнуемся», инсценировка, задачи-шутки и т.д.), призванного повысить внимание, мотивировать на деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.

2. При проведении целого урока (например: уроки-сказки и уроки-путешествия деловые игры и др.).

3. Во внеклассной работе (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай и др.).

Игровые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.

  1. Групповые технологии.

Цель использования:

1. создание учебной мотивации;

2. пробуждение в учениках познавательного интереса;

3. развитие стремления к успеху и одобрению;

4. снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

5. развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

6. формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Групповое обучение – это использование малых групп (2-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению учащихся. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех детей, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление учащихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы учащихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

В своей работе я использую групповые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай) при:

1. Работе учащихся на уроке в парах (взаимопроверка, совместное выкладывание материала, мини-диктант и др.).

2. Разделении учащихся на группы для выполнения одинакового или различных заданий.

3. Групповой опрос (для повторения и закрепления материала).

4. Смотр знаний.

Групповые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.

 

  1. Информационные компьютерные технологии.

Цель использования:

1) повышение качества знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся; поддержание интереса к предмету; осуществление дифференцированного подхода к обучению;

2) формирование информационной культуры;

3) повышение мотивации учащихся;

4) повышение наглядности представления учебного материала;

5) развитие и совершенствование навыков работы с компьютерными тестами и обучающими программами;

6) развитие быстроты восприятия, образного и абстрактного мышления;

7) обучение разработке обучающих презентаций;

8) совершенствование методики проведения уроков;

9) использование как средства самообразования и для качественной и быстрой подготовки урока;

10) постепенное создание собственного банка учебных и методических материалов.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;

  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

  • использование готовых обучающих программ;

Примеры использования ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной работе в моей практике:

1. Работа с устными упражнениями (показ заданий на проекционном экране или показ презентации).

2. Демонстрация картинок.

3. Проведение физкультминуток и рефлексии.

4. Проверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. 5. Создание мною или учащимися компьютерных презентаций к урокам, а также использование готовых презентаций.

6. Проведение тестов.

7. Использование мультмедийных обучающих программ.

 

  1. Тестовая технология.

Цель использования:

1. Обеспечение объективности контроля.
2. Предложение нескольких вариантов.
3. Легкая обработка результатов.
4. Развитие логического мышления учащихся, внимательности.

5. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов, что позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

 

В своей работе использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Провожу тесты в электронном виде, с использованием презентаций, печатные. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся.

 

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

  • урок, содержащий разные виды деятельности;

  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

  • современный урок развивает у детей креативное мышление;

  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Литература:
1. Методика обучения иностранному языку в средней школе. С-П, 2005. 2. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – М., 2004.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
2. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку. ИЯШ, №№5,6. 2003
3. Интернет ресурсы.

Опубликовано: 19.01.2016