Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Коробкова Ирина Викторовна
Организация: МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»
Населенный пункт: ЯНАО, п. Правохеттинский
Школа – это наше будущее…Это звучит банально и пафосно. Но каждый согласится, что то, что мы посеем сейчас, то мы и пожнем в будущем. И чтобы быть спокойным за наше завтра, надо задуматься, каким должно быть образование сегодня, какой должна быть современная школа, каким бы мы хотели видеть своего ученика-выпускника, каким он «пойдет в жизнь»…
Разработка и внедрение государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования нового поколения определяет формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».
Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача?
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. И решаться эти задачи должны теми средствами, которые могут привести к ожидаемому положительному результату.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?
-
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
-
вывод делают сами учащиеся;
-
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-
времясбережение и здоровьесбережение;
-
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-
планирование обратной связи.
Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
-
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п. )
-
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
-
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
-
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
-
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучающихся).
-
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
-
7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
-
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
-
9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
-
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
-
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т. д. )
-
Показатели эффективности урока:
-
Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
-
Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
-
Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др. , внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др. )
-
Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
-
Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
-
Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
-
Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
-
Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
-
Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
-
Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
-
Игровые технологии.
Цель использования:
Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка; закрепление знаний, приобретаемых на уроках; развитие любознательности, творческих способностей; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности:
1. В качестве элемента урока («отгадай слово», «подумай и отвечай», «посоревнуемся», инсценировка, задачи-шутки и т.д.), призванного повысить внимание, мотивировать на деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.
2. При проведении целого урока (например: уроки-сказки и уроки-путешествия деловые игры и др.).
3. Во внеклассной работе (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай и др.).
Игровые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.
-
Групповые технологии.
Цель использования:
1. создание учебной мотивации;
2. пробуждение в учениках познавательного интереса;
3. развитие стремления к успеху и одобрению;
4. снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
5. развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Групповое обучение – это использование малых групп (2-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению учащихся. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех детей, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление учащихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы учащихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.
В своей работе я использую групповые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай) при:
1. Работе учащихся на уроке в парах (взаимопроверка, совместное выкладывание материала, мини-диктант и др.).
2. Разделении учащихся на группы для выполнения одинакового или различных заданий.
3. Групповой опрос (для повторения и закрепления материала).
4. Смотр знаний.
Групповые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.
-
Информационные компьютерные технологии.
Цель использования:
1) повышение качества знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся; поддержание интереса к предмету; осуществление дифференцированного подхода к обучению;
2) формирование информационной культуры;
3) повышение мотивации учащихся;
4) повышение наглядности представления учебного материала;
5) развитие и совершенствование навыков работы с компьютерными тестами и обучающими программами;
6) развитие быстроты восприятия, образного и абстрактного мышления;
7) обучение разработке обучающих презентаций;
8) совершенствование методики проведения уроков;
9) использование как средства самообразования и для качественной и быстрой подготовки урока;
10) постепенное создание собственного банка учебных и методических материалов.
Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
-
создание презентаций к урокам;
-
работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
-
использование готовых обучающих программ;
Примеры использования ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной работе в моей практике:
1. Работа с устными упражнениями (показ заданий на проекционном экране или показ презентации).
2. Демонстрация картинок.
3. Проведение физкультминуток и рефлексии.
4. Проверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. 5. Создание мною или учащимися компьютерных презентаций к урокам, а также использование готовых презентаций.
6. Проведение тестов.
7. Использование мультмедийных обучающих программ.
-
Тестовая технология.
Цель использования:
1. Обеспечение объективности контроля.
2. Предложение нескольких вариантов.
3. Легкая обработка результатов.
4. Развитие логического мышления учащихся, внимательности.
5. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов, что позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
В своей работе использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Провожу тесты в электронном виде, с использованием презентаций, печатные. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся.
Современный урок – это:
-
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
-
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
-
урок, содержащий разные виды деятельности;
-
урок, на котором ученику должно быть комфортно;
-
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
-
современный урок развивает у детей креативное мышление;
-
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
-
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Литература:
1. Методика обучения иностранному языку в средней школе. С-П, 2005. 2. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – М., 2004.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
2. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку. ИЯШ, №№5,6. 2003
3. Интернет ресурсы.