Актуальность и проблема семьи в физическом воспитании ребенка в дошкольном учреждении

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Емелева Наталья Владимировна

Организация: МАДОУ Детский сад № 58

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

В дошкольном возрасте физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребёнка с самого рождения. Одной из важных задач образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Главная задача родителей и персонала дошкольных образовательных учреждений – выработать у воспитанников разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, приобщение ребят к активным занятиям физической культуры.

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, педколлектив значительное внимание уделяет воспитание двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребёнка к здоровому образу жизни; а с другой - осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, вовлекает родителей в активную совместную работу по физическому воспитанию.

На основе рекомендаций педагога родители приобретают физкультурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), оборудуют у себя спортивный уголок, устанавливают тренажёры, оказывают помощь ребёнку в освоении различных физических упражнений (обучают езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т.п.). Правильному физическому воспитанию ребёнка в семье способствуют знания родителей об способностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, спортивных и подвижных игр, о создании дома условий для развития движений ребёнка.

Успешному решению задач физического воспитания способствуют организуемые инструктором консультаций для родителей. Педагог объясняет родителям методику проведения занятий, учит совместному решению творческих заданий.

Форма организации активного отдыха тщательно планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного учреждения. В их подготовки могут принимать участия родители, спонсоры. Не редко на праздники и досуги приглашают школьников, старших братьев и сестёр, выдающихся спортсменов и других интересных людей. Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребёнка и взрослых: мамы, папы, бабушки, дедушки. Они не только углубляют любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью и позволяют родителям и ребёнку стать ближе, понять друг друга.

Занимаясь с ребёнком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности, проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития, следят за осанкой, а также красотой, выразительностью, рациональностью движений малыша.

Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребёнка, походы на лыжах, катания на коньках, игры в теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др. Участия родителей в спортивных праздниках в дошкольном учреждение совершенствует двигательные навыки малыша, формирует его качества, характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, повышает культуру, улучшает микроклимат семьи. Огромное воспитательное значение имеют пример родителей, их отношение к физической культуре.

Родители и детский сад создают все условия, обеспечивающие полноценное физическое развитие ребёнка. Они активно участвуют

в организации и проведение закаливающих процедур, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, воду).

Дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь родителям в приобретение знаний о физическом воспитании ребёнка. Для этого организуется уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется специальная литература о разнообразных формах организации двигательной деятельности ребёнка.

Родителей регулярно информируют о самочувствие, развитие движения ребёнка, и вместе с инструктором они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями позволяет расширить их педагогическую компетентность, повысить заинтересованность семьи в результатах психофизического развития ребёнка.

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (дыхательной, сердечно - сосудистой, мышечной).

Движение-главное проявление жизни, без него немыслима творческая деятельность.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивления инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Рост и формирование мускулатуры происходит одновременно с развитием костной системы ребенка. Под влиянием физических упражнений кости ребенка, содержащие много хрящевой ткани, делаются толще, прочнее, становятся более приспособленными к повышенной мышечной нагрузке. Важное влияние мышечной деятельности на формирование изгибов позвоночника. Для хорошей осанки необходимо равномерное развитие мышц туловища. В процессе мышечной деятельности совершенствуется и работа сердца: оно становится сильнее, увеличивается его объем. Строение сердечно-сосудистой системы ребенка и ее нервная регуляция обеспечивают хорошую приспособляемость к умеренной физической нагрузке и быстрое восстановление после нее, но деятельность детского сердца не отличается еще достаточной устойчивостью. Это объясняется повышенной возбудимостью сердца и недостаточным развитием сердечной мышцы. Для ее развития важна постепенная тренировка в процессе физических упражнений.

Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Напоминать детям, что нужно дышать через нос, так как при носовом дыхании в легкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом.

В детстве, благодаря высокой пластичности нервной системы, легче образуются условно – рефлекторные связи, вырабатываются новые сочетания движений, которые ведут к образованию навыков многочисленных движений, необходимых человеку в жизни. Поэтому необходимо начинать обучение детей естественным движениям в дошкольном возрасте.

Дошкольный период характеризуется интенсивностью морфологического и функционального созревания и совершенствования основных систем организма. Исследования показали, что у детей на протяжении периода с 3 до 7 лет повышается уровень физической подготовленности, значительно укрепляется мышечная система, расширяется индивидуально - двигательный опыт, возрастает потребность в движении. В развитии двигательных навыков отмечается положительная динамика у мальчиков и у девочек. При этом происходит не только количественный рост, но и существенная качественная перестройка функций. Так, анализ динамики развития сердечно - сосудистой и дыхательной систем детей 3 – 7 лет позволяет говорить о выраженной перестройке их деятельности на более экономный и эффективный уровень функционирования, направленные на обеспечение возрастающих потребностей детского организма по мере роста и развития. Исследования условно - рефлекторной деятельности показали увеличение с возрастом уровня возбудительного процесса и подвижности нервных процессов.

Все это говорит о том, что функциональные возможности дошкольников достаточно велики. Происходящая акселерация развития коснулась и дошкольного возраста. В результате, дети анатомически и функционально как бы старше своих сверстников прежних лет. В развитии детей дошкольного возраста выделяются два периода: от 4 до 5 лет, и от 6 до 7 лет. Эти периоды характеризуются наибольшим годовым приростом основных антропометрических показателей физической подготовленности детей. Индивидуальная потребность ребенка в движении наиболее ярко проявляется в самостоятельной деятельности и в большей мере отражает уровень ее возрастного развития.

Потребность в движении – это действительно биологическая потребность, удовлетворение которой подвержено саморегулированию. Исследования показывают, что если в какой – нибудь он компенсирует это вынужденное двигательное голодание чрезмерной двигательной активностью. И, наоборот, если искусственно вызвать у ребенка чрезмерно высокую двигательную активность, то потом он сам резко ограничит свои движения. Каждому ребенку свойственен определенный уровень двигательной активности, который в большей степени обусловлен индивидуальными особенностями его высшей нервной деятельности.

Выявлена четкая зависимость двигательной активности детей от их физической подготовленности. В постановке физического воспитания одним из существенных моментов является дозировка мышечных нагрузок. У детей дошкольного возраста наблюдается большой диапазон колебаний основных физиологических показателей, как в процессе мышечной деятельности, так и в восстановительном периоде. Изменения показателей сердечно - сосудистой и дыхательной систем при мышечных нагрузках тем значительнее, чем старше дети, что обусловлено большим объемом выполняемой работы, а также меньшей интенсивностью окислительных процессов у детей младшего возраста. Увеличение всех показателей при относительно одинаковой мышечной нагрузке у детей 7 лет оказывается в 1,5 – 2 раза больше, чем у детей 4 лет. Выявленные функциональные особенности указывают на необходимость дифференцированного подхода к дозировке мышечных нагрузок для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Их влияние на организм детей зависит не только от возрастных особенностей, но и от характера мышечной деятельности и ее объема, а также от того, в какой форме предлагаются эти нагрузки. Физическая работоспособность в дошкольный период увеличивается почти в 2 раза, но прирост ее не однозначен по годам. Величина физической работоспособности в каждом возрасте имеет значительные индивидуальные колебания. Эти различия зависят от физической подготовленности и индивидуальности привычного двигательного режима ребенка. Характер физической работоспособности детей находится также в тесной связи с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Одним из важнейших разделов общего режима в дошкольных учреждениях является двигательный режим как средство укрепления здоровья и повышения работоспособности детского организма. Он складывается из двух компонентов: организованная двигательная деятельность и свободная. Проведенные за последние годы исследования показывают, что существующий двигательный режим в дошкольных учреждениях не обеспечивает достаточного уровня двигательной активности детей.

Свободная двигательная деятельность детей проявляется в основном на прогулке, но часто она регламентирована требованиями воспитателя, а также зависит от того, как оборудован участок физкультурными пособиями. Следует помнить, что характерной особенностью детей дошкольного возраста является то, что они не всегда умеют самостоятельно реализовать свои двигательные потребности даже при наличии возможностей. Поэтому очень важно организовать целенаправленное обучение детей движениям, использовать физические упражнения в различные режимные отрезки времени для восполнения потребности ребенка в движениях. Нужно шире использовать в режиме дня организованные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе. Проявление максимума моторной активности на свежем воздухе чрезвычайно важно, так как в сочетании с движениями это обеспечивает высокое использование кислорода. Обогащение двигательного режима, особенно направленное на воспитание общей выносливости, способствует более интенсивному развитию не только всех двигательных навыков и качеств у детей, но и увеличению физической работоспособности, повышению закаленности детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды, ведет, в конечном счете к снижению заболеваемости.

Совершенствование системы физического воспитания детей непременное условие достижения хорошего оздоровительного эффекта. Для этого следует шире использовать влияние свежего воздуха и движений в течение круглого года, повышать двигательную активность детей путем интенсификации всех организованных форм занятий физическими упражнениями, а также путем обеспечения условий для свободной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении.

В физическом воспитании следует исходить из достигнутого уровня развития детского организма, то позволит направить усилия на достижение оптимального результата. При этом надо помнить, что не следует форсировать развитие, насильственно ускоряя, а также тормозя его. В физическом воспитании важно знать и учитывать функциональные возможности организма детей на каждом этапе возрастного развития, достигнутый уровень морфологического и функционального развития, позволяющий организму выполнять определенный объем физической деятельности.


 

Опубликовано: 30.12.2015